Москва, 28.09.2016

2can сокращает наличность

Русский бизнес / Новый бизнес
  1. Бинарная логика не сработает
    Редакционная статья
  2. Тонкая настройка ожиданий
    Надежды российского бизнеса на плавное смягчение денежно-кредитной политики получили поддержку. Банк России символически снизил процентные ставки по ряду долгосрочных рефинансовых операций. А будущий руководитель ЦБ высказалась в пользу большего учета банками и регулятором интересов реального сектора экономики
  3. Как распутать проблемные узлы
    О вызовах, с которыми столкнется новое руководство Банка России


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

В России 80% операций по банковским карточкам — это снятие наличных. В США и Европе ситуация обратная. У нас в день зарплаты каждый второй россиянин тут же полностью обналичивает ее в ближайшем банкомате. На состоянии банков пустые счета сказываются не лучшим образом. Примерно год назад представители Ассоциации российских банков почти ультимативно потребовали от Минфина принять меры для стимулирования безналичных расчетов. Однако, по словам президента некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Андрея Емелина, «для потребителя самый главный стимул использования карты — возможность ее использования». Но как раз инфраструктуры в России нет (примерно 4 тыс. точек на 1 млн населения, в Европе и США — 22–25 тыс. точек). Даже в столице, не имея в кармане наличных денег, ни в такси не проехать, ни продуктов на рынке не купить. Да и в ряде других сегментов малого бизнеса не всегда установлено оборудование для приема карт. Банкам экономически не выгодно предоставлять точкам с небольшим или нерегулярным оборотом традиционные дорогостоящие POS-терминалы.

Маленькое решение большой проблемы

Недостатки эквайринговой инфраструктуры заметил Николай Жмуренко. Одновременно он подсмотрел и решение: в начале 2010 года американский предприниматель Джек Дорси (создатель Twitter) основал компанию Square, которая занимается внедрением и обслуживанием облегченной системы приема платежных карт. Продукт компании — программное обеспечение вкупе с мини-терминалом, которое через аудиоджек подключается к обычному смартфону. С таким мобильным вооружением предпринимателю (а устройство может использовать только зарегистрированный предприниматель) легко обрабатывать транзакции там, где это удобно его клиенту, хоть в прыжке с парашютом или сидя в засаде на охоте — был бы выход в интернет. Через полтора года у проекта было около 1 млн клиентов (сейчас их уже более 3 млн), и почти сразу разработкой европейского аналога занялась шведская компания iZettle. «Я наблюдал, как развивался Square и какой был спрос, даже несмотря на то, что проникновение карт в США одно из самых больших в мире. Я пришел к выводу, что хотел бы сделать такой проект в России», — вспоминает Николай. Загоревшись идеей, Жмуренко оставил свою должность финансового директора в телекоммуникационной компании и в ноябре 2011 года начал формировать команду для реализации проекта. В партнеры и соинвесторы он взял еще одного бывшего финансового директора — Юрия Владимирова, вместе они инвестировали в общее дело порядка 300 тыс. долларов. Далее команда пополнилась еще двумя специалистами. Объединив компетенции — в разработке программных продуктов, в традиционном эквайринге, телекоме — и знания в финансовой сфере, к концу зимы 2012 года команда из четырех человек под собственным брендом «Смартфин» начала внедрять технологию на российском рынке. «Первые деньги — наши — пошли на разработку системы для смартфонов на Apple iOS и Android, а также на программное обеспечение — это наш предпроцессинговый центр», — рас

Ключевой момент принятия решения об открытии бизнеса: успех американского проекта Square, запущенного в 2010 г.