О способах прикончить отечественную прессу

Разное
Москва, 22.04.2013
«Эксперт» №16 (848)

Глава Роспечати Сеславинский, выступая на съезде Союза журналистов России, выразил удивление беспомощностью нашей медиаиндустрии. Имея в руках — просто по роду занятий — мощнейшие рычаги воздействия, отрасль даже не пытается ими толком пользоваться: «Её лоббистские усилия значительно ниже усилий других отраслей». И сам съезд — точнее говоря, его отражение в медиа — лишний раз подтвердил: да, всё именно так и есть. Едва ли не единственным событием, достойным отражения, большинство из тех немногих, кто вообще писал о съезде коллег, сочли «захлопывание» делегатами речи вице-спикера Железняка. Спору нет, думцы умеют внушить к себе симпатию. Недавно они так умело защищались от образцово пошлой заметки в МК, что прямо-таки вынудили людей скрепя сердце вступаться за атакуемое Думой издание. Но судьба отечественной прессы зависит всё же не от того, смог ли тот или иной оратор договорить задуманное. А о том, от чего она зависит, никто и не пишет — и в этот раз не написали.

Дела-то в отрасли плохи. Недели две назад по сети растеклось письмо Сунгоркина. Глава «Комсомолки» написал линейным руководителям своего холдинга о предстоящих мерах жесточайшей экономии. Сам факт, что успешнейшее предприятие отрасли встало перед необходимостью резать по живому, уже впечатляет, но ещё разительнее обрисованное в письме общее положение медийной сферы. Худшее в нём — курс на укрепление государственных (и, добавлю, тайно-государственных — по аналогии с тайнобрачными) медиа: их финансирование, по данным Сунгоркина, увеличено в среднем втрое. Это ставит частные СМИ в заведомо проигрышные позиции во всех видах конкуренции: и за читателя, и за рекламодателя — и за журналистов и менеджеров. Далее, почти по всей стране идёт сокращение сетей розничной торговли прессой: в среднем на 10% в год. Специальные обвалы в этом бодром усыхании дают борьба мэров (губернаторов) с киосками — и запреты на продажу в тех же киосках «сопутствующих товаров». Как прогрессирует работа «Почты России» с подписчиками, известно. Далее, нарастает цифровизация медиа: печатным СМИ всё труднее тягаться с электронными — сразу во многих отношениях.

Ко всему перечисленному добавим: отечественную прессу давят налогами. Ещё в 2006 году совокупные налоги по отношению к выручке российских издателей составляли примерно 13%. А сейчас издатели платят 21% — нигде в мире с прессы столько не дерут (для сравнения: налоги российских предприятий чёрной металлургии — 11% от выручки, производителей минеральных удобрений — 14%). Тем, кого всё более щедро финансирует казна, и такие налоги не страшны, у прочих же рентабельность пикирует. Тут можно говорить об информационной безопасности страны, а можно — о сотнях тысяч довольно квалифицированных работников, рискующих не сегодня завтра потерять свои места.

А ещё можно, как выяснилось, считать, что СМИ слишком роскошно живут. В думском комитете по бюджету и налогам две недели назад так и говорили: бюджет-де слишком много теряет из-за льгот прессе по НДС и с этим делом пора кончать

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (848) 22 апреля 2013
    Борьба с офшорами
    Содержание:
    Деньгам некуда бежать

    Нетерпимое отношение к уклонению от уплаты налогов с помощью офшоров становится элементом нового политического консенсуса развитых стран

    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама