Пошли купаться в голубом океане

Русский бизнес
Инфраструктура
«Эксперт» №17-18 (849) 29 апреля 2013
Рынок инфраструктурных проектов в России — это классическая версия концепции «голубого океана»: потребность огромна — их нужны тысячи, а рыночные методы не работают. Чтобы запустить процесс на поток в рамках государственно-частного партнерства, нужно много компетентных управленческих команд
Пошли купаться в голубом океане

Дефицит инфраструктуры тормозит развитие экономики — этот тезис из уст представителей российского истеблишмента мы слышим годами. Стоит взять подшивку газет и журналов десяти- или пятнадцатилетней давности и поискать статьи на актуальные на тот момент фундаментальные темы, как тут же натыкаешься на подобные высказывания. Вот и опять на недавнем совещании в Сочи с участием президента России Владимира Путина обострилась дискуссия по вопросу использования золотовалютных резервов. Монетаристы снова выступали за полное сбережение средств. И снова их оппоненты проводили идею использования их на инфраструктурные проекты и решение социальных задач. Но результат прежний: да, важно, чтобы эти средства были введены в российскую экономику, с этим согласны все, но низкий контроль над эффективностью использования бюджетных средств и отсутствие осознанной стратегии при их реализации создают высокие риски.

Обычно на этом дискуссии чиновников заканчиваются, никто не пытается идти дальше, не пытается задуматься над тем, как повысить контроль за эффективностью бюджетных средств или сформулировать осознанную стратегию. Опасения властей усугубляются тем, что большинство запросов на «распечатывание» Фонда национального благосостояния или денег пенсионеров связаны с мегапроектами отечественных естественных монополий. Выходит, что это такое же бюджетное финансирование, только из других источников. А если речь идет не о мегапроектах, а просто о крупных или средних (по меркам инфраструктуры)?

Между тем мы по-прежнему кратно отстаем от развитых стран не только с точки зрения текущего состояния инфраструктуры, но и по темпам ее создания и обновления. Если верить данным аналитической компании Business Monitor International, потребность в освоении и модернизации объектов инфраструктуры в России только в 2013 году оценивается в 120 млрд долларов, и больше половины этого спроса так и останется непокрытым. Причина этого на первый взгляд непонятна: казалось бы, у нас есть и деньги, и интерес зарубежных инвесторов, и строительные компетенции. Сотни российских и иностранных компаний — строителей, проектировщиков, поставщиков — с удовольствием построят и произведут, скажем, новую, возможно, инновационную автомобильную дорогу, скоростную трамвайную линию или высокоскоростную железнодорожную магистраль, лишь бы им платили. Да и со спросом все в порядке, взять хотя бы пример с загруженностью высокоскоростных поездов «Сапсан», курсирующих по направлениям Москва—Санкт-Петербург или Москва—Нижний Новгород. Попробуйте купить билеты за день до отправления — как правило, их уже нет.

Тем временем инвесторы просто-таки мечтают вкладываться в подобные инфраструктурные проекты. Скажем,

19 апреля этого года в рамках форума «Россия» его организатор Сбербанк объявил, что он собирается в ближайшее время назначить руководителя управления финансирования инфраструктурных проектов. «Это одна из главных вакансий, инфраструктура является одним из ключевых направлений развития банка в 2013 году», — заявил