Кто первый, тот и художник

Книги / Искусство

Пятидесятивосьмилетний Бонами — настоящий дьявол, носящий Prada, замкнутого мира современного искусства: куратор 50-й Венецианской биеннале, главред изысканных журналов и директор еще более изысканных некоммерческих фондов, автор ряда специальных книг. Поэтому в своей неспециальной книге, адресованной тем, «кто считает искусство не работой, а развлечением», он позволяет себе «ересь неслыханной простоты». И, будучи настоящим итальянцем (хоть и проводящим большую часть времени в Нью-Йорке), предпочитает сравнения из области кулинарии: «Пробуйте искусство на зуб, как пасту! Если она переварена, вы не задумываясь сразу это почувствуете... Современное искусство — это самое свежее искусство, прямо-таки свежайшее. Чтобы оценить его по достоинству, нужно быть готовым к новым ощущениям — точно так же, как во время путешествий в другие страны не стоит бояться незнакомых блюд. Приехал в Лаос — изволь отведать мышиных лапок».

В роли экзотических блюд выступают 33 деятеля современного искусства, от столпов вроде Марселя Дюшана и Джексона Поллока до таких звезд, как Дамьен Хёрст. Есть и те, о ком автор предупреждает: «Внимание, несъедобно!», например классик итальянского (соц)реализма Ренато Гуттузо или Фернандо Ботеро, чьи раздутые статуи кажутся современным воплощением антиэстетизма. О каждом автор рассказывает с юмором и соблюдая дистанцию — хотя, конечно, с большинством персонажей он знаком или был знаком лично. Может ли эта книга служить энциклопедией современного искусства? Нет. Но она может научить правильно к нему относиться: хорошо здесь не то, что хорошо сделано, а то, что хорошо придумано. Автор пристрастен. И сам охотно это признает и заключает: любой из вас мог бы написать такую книгу. Просто я сделал это раньше.

Бонами Франческо. Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство. Пер. с ит. К. Мискарян под ред. М. Визеля. — М.: V-A-C press, 2013. — 208 с. Тираж 1500 экз.