Им не видать гомеостаза

Специальный доклад
Конгресс "газелей"
«Эксперт» №20 (851) 20 мая 2013
Наличие «попутных ветров» сыграло серьезную роль в сохранении долгосрочного роста в минувшее десятилетие и наилучшим образом сказалось на потребительском сегменте, IT-секторе и горно-металлургическом комплексе. Компании-«газели», которые смогли оседлать эту мегаволну, отличаются поэтапным увеличением нагрузок
Им не видать гомеостаза

В свое время специалисты консалтинговой компании McKinsey сформулировали триединство условий долгого роста компании, так называемое условие «попутного ветра». Вот что, по их мнению, необходимо для его наличия в бизнесе: ненасыщенный рынок, возможность для консолидации отрасли (слияния и поглощения) и нереализованный потенциал внутрикорпоративного самосовершенствования. Лишь совокупность этих факторов дает компаниям возможность расти максимально долго. Если переложить эти условия на российскую действительность и на те статистические данные, которыми мы располагаем, анализируя выборки динамично растущих компаний среднего бизнеса («газелей») и простые статистически значимые массивы данных по российским компаниям, то вырисовывается очень любопытная картинка. Получается, что фундаментально «попутные ветры» российской экономики дуют сейчас в потребительском сегменте, в IT-секторе и в горнометаллургической отрасли. А средний бизнес (в том числе «газели») бурлит в первых двух из них.

Сталь, сисадмины и игрушки

Наш анализ строится по двум массивам данных. Первый — ренкинг данных динамично растущих компаний-«газелей». Еще раз напомним, что это компании среднего бизнеса, чья выручка превышает на конец исследуемого периода 300 млн рублей, растущих по выручке на 30% последние четыре года подряд. (Таблица, в которой представлены первые 100 из них, отсортированные по выручке, предваряет эту статью. Полную версию списка «газелей» за 2007–2011 годы можно найти на сайте «Эксперта» www.expert.ru.) Отраслевая структура ренкинга «газелей» по версии 2007–2011 годов свидетельствует о послекризисном росте числа сервисно-торговых направлений и дальнейшей тенденции ее упрощения (см. график 1).

Второй массив — база данных из 113 тыс. компаний, выручка которых с 1999-го по 2001 год хотя бы раз была больше 200 млн рублей, и эти компании существовали бы не менее трех лет (чтобы убрать из анализа фирмы-однодневки). Мы проанализировали укрупненные отрасли ОКВЭД, без дальнейшей детализации. В укрупненном варианте получилось порядка 60 отраслей. Мы проанализировали их динамику, с тем чтобы выявить те сектора экономики, которые растут максимально долго и наибольшими темпами. Версия была такой: там дуют «попутные ветры», и они-то в конце концов порождают новые имена в российской экономике, новые «газели». Для этих целей мы для каждой компании определяли темпы прироста выручки, а затем находили медиану для отрасли. Так получалась оценка темпов прироста выручки типичной компании отрасли.

Для того чтобы понять, какая отрасль росла быстрее экономики, а какая медленнее, из значений годовых темпов прироста отраслей были вычтены темпы прироста для всех компаний (медианы конкретного года). Получилось, что самыми успешными отраслями в России стали торговля автомобилями, оптовая торговля и строительство, а также информационные технологии (см. график 2). Все эти отрасли занимают весомую часть в отраслевой структуре компаний-«газелей» (см. график 1). Если брать шире и если не учитывать строите