Деревянный дом и баня — уже не синонимы

Спецвыпуск
Недвижимость
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Индустрия деревянного домостроения после кризиса испытывает серьезные трудности вместе с рынком загородного жилья в целом. Развиваться удается за счет наращивания своей доли в сегменте индивидуального жилья и выдавливания привычных технологий строительства
Деревянный дом и баня — уже не синонимы

Несколько лет назад представление о загородном доме было однозначным: только кирпичный, каменный, никакого дерева — это годится лишь для скромного дачного домика, — вспоминает Елена Первакова, партнер компании Soho Estate. — Сегодня ситуация сильно изменилась: даже в элитном сегменте клиенты готовы рассматривать дома из деревянных конструкций, иногда даже специально ищут такие предложения — деревянные дома становятся модными».

Действительно, популярность деревянных домов на рынке растет. Они с каждым годом отвоевывают все большую долю в сегменте индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По данным Ассоциации деревянного домостроения, уже больше трети домов этого сегмента строится из дерева, тогда как десять лет назад их было не больше 15%.

Впрочем, по словам игроков рынка загородного жилья, сегменту ИЖС пока не хватает масштаба. Большинство игроков готовились к значительному росту рынка, были построены десятки предприятий с большим запасом производственных мощностей. Однако в кризис развитие остановилось, объемы рынка загородного жилья существенно уменьшились. Рынок развивается за счет отдельных ниш — индивидуальных проектов, для которых потребитель все чаще выбирает не привычные материалы — в первую очередь кирпич и панельные блоки, — а дерево. Массовой типовой застройки, на которую рассчитывали инвесторы, в стране не появилось. Прорыва можно ждать только с изменением вектора развития отечественного жилищного строительства от многоэтажной застройки в сторону индивидуального жилья и его поддержкой грамотными государственными программами развития территорий.

Потенциал внушает оптимизм

В начале 2000-х, когда экономика росла, деревянное домостроение стало привлекать внимание инвесторов. По словам Екатерины Фурман, маркетолога Ассоциации деревянного домостроения, к середине десятилетия в стране было построено около 30 предприятий, крупных домостроительных комбинатов, производящих деревянный конструктив для каркасно-панельной технологии. Активно, десятками, запускались также линии по выпуску массивного оцилиндрованного и клееного бруса.

В тот период на рынке царил оптимизм по поводу перспектив сегмента ИЖС. В самом деле, если ориентироваться на развитие западных стран, то этот сегмент у нас имеет очень большой потенциал. В странах с большой территорией или невысокой плотностью населения до 70% людей живут в индивидуальных домах. Там, где высоки запасы древесины (США, Канада, Финляндия и другие североевропейские страны), до 80% таких домов строится из дерева. Все эти параметры применимы и к России, а потому вполне резонно предположение, что рано или поздно и у нас индивидуальное жилье начнет активно развиваться. Тем более что опросы общественного мнения это подтверждают: свыше 60% россиян хотели бы жить в собственном частном доме.

У технологий деревянного домостроения есть много преимуществ в сравнении с тем же кирпичом, как для потребителей, так и для экономики в целом. Это, например, высокая степень готовности конструкций, выходящих с ДСК, — их м