Последний путь

Русский бизнес
Железнодорожные перевозки
«Эксперт» №22 (853) 3 июня 2013
Пассажирский железнодорожный транспорт в большинстве российских регионов убыточен. Перенос субсидирования пассажирских перевозок из центра на региональный уровень только усугубит ситуацию и приведет к заметному сокращению количества поездов и направлений их следования.
Последний путь

«В некоторых регионах отменяется до 40 процентов электричек. Известны случаи, когда люди в отдаленных населенных пунктах морозят хлеб впрок, потому что единственный продуктовый магазин там — это вагон-магазин, прицепленный к поезду», — рассказывают о положении дел с пассажирскими перевозками в стране железнодорожники.

В Подмосковье, слава богу, хлеб пока не морозят, но даже в этом продвинутом в плане транспорта регионе люди говорят о регулярных отменах пригородных поездов, о давке в часы пик и ужасном состоянии электричек.

На железные дороги приходится порядка 40% от всего объема пассажирских перевозок. Развитие этого вида перевозок обусловлено развитостью сети железнодорожных путей, конкуренцией за использование железной дороги со стороны грузовых перевозок, активностью пассажиропотока и наличием финансирования. Несмотря на низкую мобильность населения в нашей стране, с начала 2000-х годов до кризиса наблюдался рост железнодорожных пассажирских перевозок, прежде всего в Центральном регионе страны. Заметнее всего увеличение пассажиропотока было на маршрутах, связывающих Москву с Питером и с близлежащими городами, а также вокруг агломераций, где активно развивалась экономика: строились новые предприятия, индустриальные парки, развивалась туристическая инфраструктура.

В кризис число пассажироперевозок сократилось. Параллельно в результате реформы РЖД эти перевозки, как непрофильный бизнес, были переданы в управление специально созданным компаниям-перевозчикам, а субсидирование РЖД пассажирского транспорта за счет доходов от грузовых перевозок прекратилось. До недавнего времени компенсация расходов перевозчиков в основном лежала на федеральном бюджете. Однако в ближайшее время планируется сокращение федеральных субсидий, в первую очередь на пригородном сообщении — это бремя придется нести региональным бюджетам.

Увеличение финансовой нагрузки на регионы уже привело к конфликтам между губернаторами и компаниями-перевозчиками, которые обвиняют региональные власти в неоплате оказанных услуг. В свою очередь, власти требуют повышения эффективности перевозок и прозрачных, экономически обоснованных цен на услуги.

Проблем в сфере пассажирских перевозок сегодня масса (как, впрочем, и в других социальных отраслях, таких как здравоохранение, образование, где государство стремится сократить свои расходы): это и недостаточный уровень платежеспособного спроса, не позволяющий покрывать расходы перевозчиков, и отсутствие нормативной базы, четко определяющей виды тарифов, права и ответственность регионов и перевозчиков, и разногласия между органами регулирования субъектов РФ и перевозчиками по вопросам ценообразования, и непрозрачность определения ставок за услуги РЖД, а также многое другое. И ком проблем будет только расти.

Какой-то стройной концепции решения всех проблем в отрасли нет. Развитие же нынешней ситуации приведет к сокращению числа поездов и ликвидации населенных пунктов в отдаленных районах.

Раздел имущества

До 2010 года основным перевозчиком пассажиров