Любишь кататься — люби и катайся

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №26 (857) 1 июля 2013
Любишь кататься — люби и катайся

ставка: на активное развитие инфраструктуры

сфера деятельности: велопрокат

стартовые вложения: 50 000 рублей

Тенистая аллея, свежий ветер обдувает лицо, легкое шуршание велосипедных шин по асфальту и удивительное чувство свободы. Помимо хорошего настроения такая прогулка — это еще и отличная кардиотренировка. К тому же двухколесный транспорт едет со скоростью примерно 17 км в час, в то время как скорость автомобиля в пробке не превышает 10–11. И на это удовольствие есть почти пять месяцев в году, по крайней мере в Москве. Сделали ли свое дело мода, растущие цены на бензин или пробки, но велосипедистов на улицах становится все больше.

С каждым годом для такого экологичного транспорта открывается все больше дорог. В столичную программу развития транспортной инфраструктуры до 2016 года заложено создание около 150 км велодорожек, открытие более тысячи велопарковок, создание городских велопрокатов. Работы действительно ведутся. Уже расчерчены набережные и ряд центральных улиц, стойки для велосипедов появляются у центральных станций метро, на оживленных улицах и у модных кафе. И даже можно взять велосипед в одном месте, а оставить в другом. Система, популярная в Европе, США и Азии, с 1 июня заработала, и весьма успешно, в российской столице.

Зачем изобретать велосипед

Все частные бизнес-проекты в этой сфере, как правило, начинаются с хобби. Конечно, ничего инновационного в них нет. Но когда городские власти берутся за развитие инфраструктуры, и без того растущее число любителей увеличивается в разы. И даже такой проект, как велопрокат, становится привлекательным и быстрорастущим, хоть и остается бесхитростным делом. Для его открытия не нужно много денег, но вложения окупаются за несколько недель.

Бизнес Виктора Зарина тоже начинался с хобби. «В 2008 году я увлекся велосипедами, причем своего не было», — рассказывает он. Заметил, что нет велосипедов и у друзей, а желание крутить педали есть у многих. Так и возникла идея создать прокат. Стартовый капитал велопроката «Крути педали» составил всего 50 тыс. рублей. На них Виктор по оптовой цене купил первые пять велосипедов (цены в 2008 году были ниже, чем сейчас). Подбирали качественные и красивые — «как для себя». С помещением тоже повезло — несколько хозяйственных метров, причем рядом с Патриаршими прудами, сдали друзья за символическую плату. С сайтом тоже помогли знакомые. Сработало и сарафанное радио. Велосипед в собственной квартире, учитывая особенности застройки советского периода, готовы держать немногие. И наплыв желающих нарастал как снежный ком.

К концу первого сезона в прокате было уже несколько десятков велосипедов, а сейчас их примерно сотня. В выходные сдаются все. Проверено. «По сравнению с прошлым сезоном желающих покататься стало в два раза больше», — говорит Виктор. И это при том, что особых способов продвижения, кроме сайта, у проекта нет — даже странички в соцсетях, что уж совсем непривычно по нынешним меркам. Но клиенты идут потоком, в первую очередь из-за цен (100 рублей в час, 1000