Победы ясные черты

Книги
«Эксперт» №26 (857) 1 июля 2013
Почему отречение от престола императора Николая II и трагическая гибель царской семьи являются залогом сохранения исторической России
Победы ясные черты

Протоиерей Александр Шаргунов, известный проповедник, настоятель одного из московских храмов, слывет «мракобесом» даже среди части православных верующих. Не в последнюю очередь из-за своей приверженности теме падения российской монархии. В 1990-е годы именно он начал кампанию по канонизации Николая II Русской православной церковью, хотя отношение к последнему императору в РПЦ тогда было неоднозначным. Но и после прославления августейших страстотерпцев в 2000 году продолжал писать и проповедовать о них, словно признания их святыми еще недостаточно.

Теперь, по случаю 400-летия дома Романовых, многолетняя подборка этих материалов представлена на суд широкой публики. И публика имеет возможность с текстом в руках убедиться в несправедливости расхожих суждений об авторе, а главное — в актуальности предмета его исследования.

Протоиерей Александр не монархист, как можно было бы предположить. Он не призывает к восстановлению монархии, а напротив, дистанцируется от сторонников подобного сценария как весьма опасного. Монархия — это идеальная форма правления для христианского государства, поясняет он, а современный монархизм, скорее, носит языческий характер: «Люди стали более царелюбивы, чем боголюбивы». При таком балансе сил монархию ждет незавидная участь — служить декорацией «нового мирового порядка» с его глобалистскими и тоталитаристскими замашками в политике с одной стороны и размыванием всех традиционных ценностей — с другой. «Нового мирового порядка», переходящего в царство Антихриста. Которое, как известно, означает конец истории. Миссия христианского государства, по идее, тоже связана с завершением человеческой истории, но не катастрофическим, а победным. Победа в христианском понимании и в доходчивой авторской формулировке — это когда самое существенное из земных деяний людей будет спасено, чтобы войти в Царство Божие. Таким образом, есть цель и есть средство: лелеять надо не монархию (и не какую-либо другую форму правления, хочется добавить от себя), а то, что называется вечными ценностями. И для этого годятся любые внешние условия, поскольку человеческие дела «несут в самих себе ценности, выходящие за пределы времени».

Тем не менее, возвращаясь к падению дома Романовых, автор считает его главным событием XX века, выдвигая парадоксальный тезис, что это было «самое великое поражение и самая великая победа». Понятно, что в данном случае значит поражение. Крах Российской империи послужил спусковым крючком для тяжелых испытаний, выпавших впоследствии на долю ее народов. И расчистил путь мировым апокалиптическим курсам, с которыми мы имеем дело сегодня, фактически к «новому мировому порядку». Во всяком случае, так толкует православная концепция «удерживающего» (христианского монарха, мешающего приходу в мир Антихриста), а вслед за ней — многие политологи и историки.

В вопросе о «великой победе» Николая II трудно опереться не только на гражданскую историю, приписывающую царю преимущественно «слабости» и «ошибки», но и на официальную позицию церкви. Ца