Слушать не переслушать

Книги
Музыкальная критика
«Эксперт» №26 (857) 1 июля 2013
Слушать не переслушать

Штатный музыкальный критик «Нью-Йоркера» Алекс Росс известен российскому читателю книгой «Дальше — шум. Слушая XX век», посвященной «классической» музыке XX века. Кстати, само это определение он терпеть не может. «Оно загоняет вполне живое искусство в ловушку тематического парка прошлого, — восклицает он. — Оно сводит на нет саму возможность создания в нынешнее время музыки в духе Бетховена». Музыка, убежден автор, едина. И его задача — проследить «силовые линии», которые соединяют и объединяют чакону и блюз, Моцарта и «Битлз», Вагнера и хэви-метал.

В книге три части. В первой большие и темпераментные «установочные» эссе: «Послушайте. Пересекая границы между классикой и поп-музыкой»; «Чакона, ламенто, “блюз бродяги”. Линии баса музыкальной истории»; «Адские машины. Как технологии изменяли музыку». Во второй — статьи, посвященные разным актуальным персоналиям. Тоже с диапазоном, способным шокировать мумифицированного консерватора (да и менее зашоренного человека). Вот некоторые: «Натиск стиля. Золотая середина Моцарта». «Движение по орбите. Великое путешествие Radiohead». Завершают книгу очерки, посвященные трем очень разным музыкантам — Бобу Дилану, Лоррейн Хант Либерсон (умершая в 2006 году меццо-сопрано) и Иоганнесу Брамсу.

Несмотря на очевидную клочковатость и журналистскость (или благодаря им), эта книга из разряда тех, которых не хватает в России. Во-первых, она показывает, что такое настоящая музыкальная критика высочайшего уровня: профессионализм, не кичащийся своим птичьим языком и знакомством с примадоннами. Во-вторых, в ней не просто декларируется, но демонстрируется, как одним и тем же языком, с привлечением одного и того же понятийного аппарата можно и должно говорить о Доуленде и Бьорк, Лигети и Radiohead. А не прикрывать разговорами о «сохранении настоящей культуры» свою косность и ограниченность.

Росс Алекс. Послушайте. — М: Corpus, 2013. — 352 с. Тираж 3000 экз.