Свой кусок, и ни крошки больше

Русский бизнес
Нефть
«Эксперт» №26 (857) 1 июля 2013
После 2015 года ситуация на мировом нефтяном рынке может оказаться неудачной для России. Растущий спрос будет обеспечиваться добычей в новых регионах и за счет других углеводородных источников сырья. Россия же сможет принять участие в разделе этого пирога лишь после 2020 года
Свой кусок, и ни крошки больше

На прошлой неделе нефтяная компания «ЛУКойл» представила доклад с долгосрочными (до 2025 года) прогнозами развития рынка углеводородов в стране и в мире. До сих пор таких исследований в России не проводили. Да и среди зарубежных грандов, составляющих подобные прогнозы и делающих их достоянием публики, можно отметить, наверное, лишь BP и Shell.

Судя по выкладкам «ЛУКойла», в ближайшее десятилетие российскую нефтяную отрасль ждут непростые времена. В 2016–2017 годах добыча в России снова начнет снижаться, если, конечно, не начать стимулировать применение новых технологий. А чтобы массированные инвестиции в увеличение добычи на старых месторождениях были экономически выгодными, в отношении нефтяной отрасли необходима новая — дифференцированная — налоговая политика.

Общество старых потребителей

Потребление нефти в мире будет только расти. К 2025 году, по прогнозам «ЛУКойла», спрос составит 38,3 млрд баррелей в год (ежегодный прирост — 1,2%). В компании считают, что прежде всего повышение спроса обеспечит транспортный сектор. Традиционно автомобильная промышленность считается зрелым сектором с более или менее статичным рынком, где конкуренция и так слишком высока. Однако на самом деле автопром еще не исчерпал свой потенциал.

Волна экономического роста во многих странах мира, особенно в густонаселенных Азии и Африке, урбанизация и рост качества жизни в них в скором времени создадут огромный новый спрос на личную мобильность. По прогнозам «ЛУКойла», к 2025 году население мира вырастет более чем на 1 млрд человек. В Азии, на которую в основном и приходится прирост населения, автомобилизация будет только активизироваться. В Китае, например, на 1000 человек приходится примерно 40 автомобилей, а к 2025 году этот показатель приблизится к 220 (и даже тогда Китай будет находиться примерно в середине процесса автомобилизации!). Значительное увеличение легкового автопарка будет происходить в Индии и других развивающихся азиатских странах. А к 2025 году масштабный рост автопарка начнется и в африканских странах. По лукойловским оценкам, суммарный мировой автопарк к 2025 году вырастет на 65%. В абсолютных цифрах прирост за 2010–2025 годы составит 670 млн автомобилей, что приведет к увеличению потребления топлива на 9 млн баррелей в день.

Правда, на более дальнюю перспективу придется сделать определенную корректировку. Действительно, рост численности населения и урбанизация приведут к росту благосостояния и числа автомобилей, однако человечество продолжит стареть, и население, перемещаясь жить в города, будет предъявлять все больше требований к качеству жизни, к экологии. Так что вместе с ростом автомобилизации следует ожидать еще и устойчивого роста продаж автомобилей с альтернативными двигателями, в значительно меньшей степени загрязняющими окружающую среду. К таким автомобилям относятся машины, работающие на сжиженном природном или нефтяном газе, дизельном топливе, гибридные модели, в том числе с зарядкой батареи от электросети, электромобили, а также машины с т