Европе не хватает российской нефти

Повестка дня
«Эксперт» №27 (858) 8 июля 2013
Европе не хватает российской нефти

Поставки российской нефти в Европу сократились до десятилетнего минимума, что вынуждает нефтеперерабатывающие заводы в европейских странах платить больше за нефть марки Urals. Согласно планам отгрузки, поставки нефти из России в Европу в июле составят всего 2,1 млн баррелей в сутки — еще в середине прошлого года поставлялось 2,6 млн баррелей.

Причин две. Во-первых, растущие объемы нефтепереработки в России после реконструкции мощностей на многих заводах. Во-вторых, увеличение поставок российской нефти в Китай. С 2010 года поставки в Китай удвоились и выросли до 500 тыс. баррелей в сутки благодаря открытию нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. В июне 2013 года «Роснефть» согласилась удвоить поставки в Китай с нынешнего уровня, подписав в Санкт-Петербурге сделку с китайскими компаниями на 270 млрд долларов. «Для России это имеет смысл — перенаправить экспорт в Азию, где спрос на нефть растет. Но это приводит к дефициту нефти в Европе, где добыча на шельфе Северного моря продолжает сокращаться», — прокомментировала Амрита Сен, экономист консалтинговой компании Energy Aspects.

В результате европейские НПЗ столкнулись с ростом издержек. В Европе российская нефть марки Urals торгуется с премией 60–70 центов на баррель по сравнению с североморской маркой Brent. Еще в 2011 году Urals торговалась с дисконтом в 4 доллара на баррель, поскольку она считается менее качественной маркой нефти — более вязкой и сернистой.

Хуже того, европейские НПЗ уже столкнулись с дефицитом среднекачественных марок нефти из-за действия санкций против Ирана, который также поставляет на рынок вязкую и сернистую нефть.

Высокие цены на Urals ударили по целому ряду нефтяных компаний Европы, включая греческую Hellenic Petroleum, испанскую Repsol и португальскую Galp. Все они в последние годы инвестировали в реконструкцию мощностей, чтобы перерабатывать больше нефти марки Urals, когда цены на Brent оказались слишком высокими по сравнению с более тяжелыми марками. Теперь часть этих мощностей простаивает.