Академическая борьба

Повестка дня
«Эксперт» №29 (860) 22 июля 2013
Академическая борьба

Борьба вокруг закона о реформе Российской академии наук продолжается, несмотря на то что Госдума уже приняла его во втором чтении, а третье чтение, отложенное на сентябрь, не предполагает внесения изменений в законопроект.

Председатель Думы Сергей Нарышкин и некоторые депутаты обнадежили РАН, заявив о возможности вернуть закон во второе чтение, если академики подготовят поправки, которые думцы сочтут существенными. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов отреагировал тут же: мол, все поправки, которые счел нужным внести президент, уже учтены и в других нет необходимости. Однако сторонники пересмотра текста закона не считают борьбу полностью проигранной. В своей уверенности они опираются на два обстоятельства. Во-первых, Владимир Путин все же утвердил Владимира Фортова в должности президента РАН, тем самым уравняв его в ранге как минимум с министром. В итоге аппаратные позиции Фортова усилились. Во-вторых, в тексте закона нашлись пункты, явно противоречащие друг другу, — и закон, и поправки к нему принимались стремительно. Кроме того, в РАН рассчитывают за оставшееся время убедить президента в разрушительном влиянии закона в его нынешней редакции на репутацию России в мировом общественном мнении (по крайней мере научном), на российскую науку и на российскую обороноспособность.

Наиболее активную роль в противостоянии научной общественности и инициаторов закона, в первую очередь Минобрнауки, играет отделение физических наук РАН. 17 июля состоялось общее собрание ОФН РАН, на котором обсуждались поправки к закону. На нем выступили академики Андрей Лисицын-Светланов, директор Института государства и права РАН, и Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН. Академик Зеленый разделил положения закона на неприемлемые и бессмысленные. Недопустима, во-первых, ликвидация РАН, вопрос о которой все еще не снят с повестки дня, в том числе из-за противоречий в формулировках закона. В нем речь все еще идет о создании новой академии наук, а не о реорганизации уже существующей. Во-вторых, отлучение Академии наук от институтов и передача их в фактическое подчинение некоему агентству, осуществляющему «функции по управлению имуществом институтов РАН». Какое отношение имеет это агентство к оказанию услуг в сфере науки и научных исследований, иными словами, к проведению фундаментальных исследований, нигде не сказано. В-третьих, отлучение институтов от собственности, необходимой для проведения исследований. Недвижимость и землю физики готовы передать в управление агентству. В-четвертых, неприемлема ликвидация академической демократии: ранее директора избирались коллективами институтов и утверждались президиумом РАН, а теперь их будет назначать все то же агентство. Совершенно бессмысленны, по мнению академика Зеленого, слияние академий (РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук) и отмена статуса члена-корреспондента.

В итоге собрание приняло решение создать комиссию по разработке поправок к закону. Анало