Минфин покусился на ОСАГО

Частные инвестиции
«Эксперт» №29 (860) 22 июля 2013

Ведомство планирует к 2020 году реформировать ОСАГО в рамках более общей замены обязательных видов страхования вмененными. Трансформировать таким образом предлагается не только страхование автогражданской ответственности, но и недавно введенное страхование ответственности перевозчиков пассажиров (ОСГОП) и опасных производственных объектов (ОПО). «Мы хотим прийти к полному отказу от обязательного страхования», — заявляет замминистра финансов Алексей Моисеев. Первым шагом реформы должна стать либерализация тарифов ОСАГО: страховщики получат возможность менять их в установленном правительством коридоре. Закон, предусматривающий эти меры, уже прошел первое чтение; второе, по планам Минфина, должно состояться осенью.

Закон об ОСАГО был принят в 2002 году. По данным Российского союза автостраховщиков, за 10 лет было рассмотрено более 17 млн страховых случаев и выплачено свыше 400 млрд рублей компенсаций. Павел Самиев, замдиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» считает, что с введением ОСАГО ситуация на дорогах действительно улучшилась, исчезли, потеряв смысл, «подставы» в стиле 1990-х.

ОСАГО сегодня — один из наиболее значимых секторов страхового бизнеса, объем премий по нему составил около 15% от общей суммы, выплаченной в 2012 году (см. диаграмму). Впрочем, отмечает Самиев, говорить о сверхприбылях, получаемых компаниями благодаря обязательному страхованию, тоже нельзя: эффекта кросс-продаж практически не наблюдается, рентабельность в секторе нестабильна и начинает падать.

Во многих странах ОСАГО существует, но тарифы являются рыночными, а не назначаемыми, как в России. Возможно, это и есть наилучшая конфигурация, рассуждает Павел Самиев. От отмены же ОСАГО, говорит он, не выиграют ни фирмы, теряющие прибыль, ни автомобилисты, которые рискуют столкнуться с хаосом, который был до введения обязательного страхования.