Благосостояние россиян потратят на новую бетонку

Русский бизнес
«Эксперт» №33 (863) 19 августа 2013

На совещании по развитию транспортной инфраструктуры Подмосковья президент России Владимир Путин объявил о решении построить и ввести в эксплуатацию Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) вокруг Москвы на два года раньше запланированного срока, то есть уже к 2018 году. Необходимо как можно скорее разгрузить выносные магистрали столицы и предотвратить образование на выездах из нее так называемых новых бутылочных горлышек, когда трасса с большой пропускной способностью резко сужается. Именно такая ситуация сейчас сложилась в целом ряде регионов Подмосковья из-за запрета на движение грузового транспорта по МКАДу днем. «По сути, у нас возникла ситуация, когда проблема, существовавшая в Москве, просто перекочевала в область», — говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Считается, что после введения в строй ЦКАДа проблема исчезнет.

Новая магистраль будет проложена примерно в 40–50 км от МКАДа. На первых порах она будет состоять из двух полос скоростного движения в каждую сторону, но затем ее обязательно расширят. Как сообщил министр транспорта России Максим Соколов, после 2020 года, когда ЦКАД достигнет соответствующего уровня загрузки, ее увеличат до шести-восьми полос и, кроме того, построят второй пусковой комплекс по большому бетонному кольцу со стороны запада Москвы. Строительство ЦКАДа общей протяженностью 339 км частично профинансирует Фонд национального благосостояния (ФНБ). Сейчас этот проект оценивается примерно в 300 млрд рублей. Около половины суммы планируется взять из ФНБ. Средства будут вложены в облигации госкомпании «Автодор», которая займется строительством и эксплуатацией ЦКАДа. Предполагается, что «Автодор» выпустит бумаги сроком на 28 лет, они будут иметь плавающую доходность «инфляция + 1%» и погашаться за счет будущих сборов за проезд по ЦКАДу. Еще около 74 млрд рублей напрямую выделит госбюджет. А оставшиеся 76 млрд должны вложить частные инвесторы, выразившие готовность пока дать до 60 млрд рублей. Во всяком случае, именно такую сумму на совещании у Путина назвал гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. По его словам, это средства как самого РФПИ, так и соинвесторов. Впрочем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уверен: это минимум, что могут предложить инвесторы. «Мне кажется, есть возможность большего привлечения средств инвесторов, а следовательно, мы можем рассматривать экономию бюджетных средств. Ее общий объем может составить до 91 миллиарда рублей», — заявил Улюкаев. На чем основаны эти оценки, он уточнять не стал. Между тем пропускная способность ЦКАДа составит порядка 70–80 тыс. автомобилей в сутки, а цена проезда за один километр — 2,32 рубля. Но даже при таком высоком тарифе срок окупаемости госрасходов, выделяемых ФНБ, может превысить 20 лет. Очевидно, что ни один здравомыслящий частный инвестор на такие условия никогда не пойдет. Более того, есть серьезный риск, что даже обеспеченные госгарантией облигации «Автодора» не будут пользоваться спросом у