Поэты и художники, а также их кураторы

Культура
Искусство
«Эксперт» №33 (863) 19 августа 2013
VII Фестиваль коллекций современного искусства, устроенный ГЦСИ, собрал широкую панораму — от видеоарта армянских художников до рисунков Иосифа Бродского и Линор Горалик
Поэты и художники, а также их кураторы

Фестиваль, который уже в седьмой раз проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), кажется событием камерным, но на самом деле он чрезвычайно важен. Коллекционирование актуального искусства развито у нас пока недостаточно, и об этом на каждом углу кричат галеристы. У музеев не хватает средств на закупки, и это тоже всем известно. Но из года в год фестиваль демонстрирует примеры сложившихся коллекций и разные форматы собирательства.

«За семь лет существования фестиваля у нас выработалось несколько линий, которые мы стараемся продолжать и развивать, — рассказывает главный хранитель ГЦСИ и куратор фестиваля Алина Федорович. — Первая — коллекция художника. Иногда мы показываем их напрямую, как, например, коллекцию и архив концептуалиста Вадима Захарова, иногда трансформируем в более сложный ансамбль или придуманную самим художником инсталляцию. Вторая линия — показ коллекций различных институций, центров современного искусства. Третья — наша партнерская работа с музеями. Так мы сотрудничали с Царицыно, а в этот раз — с Литературным музеем. Наконец, мы всегда стараемся использовать собственную коллекцию ГЦСИ, показывая ее в разных ракурсах. Пока собственного здания для экспонирования коллекции у нас нет, мы используем возможности фестиваля».

Ждать нового здания ГЦСИ и правда еще долго, и пока даже непонятно, как оно будет выглядеть, есть только простор Ходынского поля, выделенный под застройку, и как раз сейчас проходит первый этап конкурса на здание и концепцию. Пять выставок фестиваля разместились в двух залах нынешнего здания ГЦСИ на Зоологической, в мансарде принадлежащего ему же Дома Поленова, что стоит по соседству, и в Литературном музее в Трубниковском переулке — всё рядом.

Начать осмотр стоит, пожалуй, с коллекции художника. «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории» — выставка самых разных вещей, которые собирает Сергей Шутов, превращенная в авторскую инсталляцию. Строго говоря, это никакая не коллекция, а срез времени и мировоззрения, что-то вроде культурного слоя. На щитах, развешанных по стенам, скомпонованы газетные вырезки, справка, выданная художнику Шутову в поликлинике при устройстве на работу дворником, его собственные небольшие холсты и работы коллег, настольные скульптуры и музыкальные диски. Вот статья уважаемого советского искусствоведа Каменского из «Московских новостей» 1984 года, а вот призыв к избирателям прийти на выборы и предупреждение о манипуляциях «антиперестроечных сил». Во все это обязательно нужно вглядываться, вчитываться и искать сотни скрытых смыслов, а уж параллели с днем сегодняшним и так бросаются в глаза.

За вторую тему на фестивале — собрания институций — в этот раз отвечают ереванский Центр современного экспериментального искусства АССЕА/NPAK и музей голландского города Харлема De Hallen Haarlem. Выставки, которые пройдут в Большом зале ГЦСИ одна за другой, показывают выжимку из их собраний. Первая вполне может стать открытием — работы актуальных армянских художников в Москве выставляются не