Все контейнеры в одни руки

Русский бизнес
Москва, 09.09.2013
«Эксперт» №36 (866)

Крупнейший российский контейнерный оператор Global Ports покупает своего основного конкурента — Национальную контейнерную компанию (НКК). В результате Global Ports займет монопольное положение на контейнерном рынке Северо-Запада России и сильно опередит всех остальных своих конкурентов.

За 100% акций НКК его акционеры (Андрей Кобзарь и менеджмент компании) получат 291 млн долларов и 18% вновь эмитируемых акций Global Ports. Global Ports также получает опцион на приобретение у акционеров НКК за 60 млн долларов 50% украинского контейнерного терминала в Ильичевске Одесской области Украины.

Три контейнерных терминала НКК действуют в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Первый контейнерный терминал в Санкт-Петербурге (мощности по перевалке контейнеров 1,2 млн TEU в год), авто-железнодорожный логистический терминал в Шушарах (0,2 млн TEU) и наиболее ценный актив компании — Усть-Лужский контейнерный терминал, запущенный в 2011 году. Сейчас его мощности по перевалке контейнеров составляют только 0,44 млн TEU в год, но после достройки терминала они вырастут до 2,6 млн TEU, что автоматически выведет терминал в число крупнейших в России. По сравнению с Санкт-Петербургом Усть-Луга может принимать контейнеровозы с большей осадкой и с меньшими временными затратами на проводку в акваторию порта. Теоретически Усть-Лужский терминал способен принять на себя весь прирост импорта в контейнерах в регионе.

Основной причиной продажи НКК стала ее высокая долговая нагрузка. Несмотря на хорошую динамику роста (компания была основана только в 2002 году, а уже к 2009-му стала второй по обороту контейнеров в России), НКК не смогла реструктурировать свои долги. На начало сентября они составили 916 млн долларов, при выручке компании за 2012 год 253 млн долларов. Большая часть заемных средств пошла на постройку контейнерного терминала в Усть-Луге. Потенциально он может стать одним из самых эффективных в отрасли, но его выход на заявленную мощность должен произойти только через три года. Собственники НКК не стали ждать этого и в начале нынешнего года заявили о возможной продаже компании. Тогда же о заинтересованности в приобретении НКК объявила Global Ports. Ее деятельность также по большей части связана с Санкт-Петербургом. Сейчас в состав компании входят основной Петролеспорт (1 млн TEU) в Санкт-Петербурге, «Моби Дик» (0,44 млн TEU) в Кронштадте, два небольших терминала в Хельсинки и Котке, терминал по перевалке нефтепродуктов в Эстонии. После присоединения НКК Global Pоrts будет контролировать до 80% морской перевалки контейнеров на наиболее важном северо-западной направлении (на порты Балтийского моря приходится 62% всей морской перевалки контейнеров в России) и чуть более половины контейнерного оборота в России.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (866) 9 сентября 2013
    Сирийский кризис
    Содержание:
    Как Обама проиграл Сирию

    Президенту США не удалось противостоять нефтяным и военно-промышленным элитам, лоббирующим проведение военной операции в Сирии. Однако еще одна ближневосточная война может привести к перенапряжению ресурсов американского государства и способствовать его внутреннему кризису

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама