Калужский автопром обзавелся собственным стеклом

Русский бизнес
«Эксперт» №37 (867) 16 сентября 2013
Калужский автопром обзавелся собственным стеклом

Китайская компания Fuyao Glass Industry Group объявила об открытии завода по производству автомобильного стекла в Калужской области. Fuyao Glass занимает лидирующие позиции по изготовлению автостекла в Китае, а в мире уступает только своему основному конкуренту — японской Asahi Glass. Теперь обе компании станут главными конкурентами и в России.

Строительство завода в Калуге китайцы начали в 2011 году. Заявленный объем инвестиций, по данным китайской стороны, составляет 300 млн долларов; годовая мощность завода — 1 млн комплектов стекла для легковых автомобилей. Fuyao Glass в зависимости от потребностей автопроизводителей планирует в ближайшие два-три года увеличить мощность завода втрое — до 3 млн комплектов в год. При этом полноценное стекольное производство в Калуге пока не создано. На заводе будут проводиться только финишные операции по производству автомобильных стекол — термообработка и склейка. Сами стекла предполагается получать с китайских заводов Fuyao Glass. Строительство собственного стекольного производства планируется только при увеличении мощностей предприятия по обработке стекла.

Основным потребителем продукции Fuyao Glass станет соседний автосборочный завод Volkswagen (оба предприятия расположены в промышленной зоне Грабцево). В числе приоритетных клиентов называются также АвтоВАЗ, Hyundai, Ford, Nissan и General Motors. Часть продукции с нового завода планируется экспортировать в страны ЕС. Калужский завод сможет в одиночку закрыть все потребности местного автомобильного кластера.

Российская автомобильная промышленность является вторым по значимости потребителем листового стекла (в среднем 12%). Начиная с 2000 года в стране было построено или реконструировано более десяти крупных заводов со специализацией на оконном стекле и таре, но новых заметных производителей автостекла не появилось. Это связано с тем, что его потребление напрямую зависит от числа произведенных автомобилей, а вторичный рынок сбыта автостекла, по сравнению с наиболее расходными видами автозапчастей, не играет большой роли. Выпуск автостекла на крупном заводе рентабелен лишь при приросте производства автомобилей на несколько сотен тысяч машин, что в России было достигнуто только за последние шесть лет.

Единственным крупным производителем, исторически специализирующимся на производстве автостекла в России, является принадлежащий японской компании Asahi Glass Борский стекольный завод в Нижегородской области. Он контролирует от 50 до 70% сбыта стекла для автомобильной промышленности. В небольших объемах, преимущественно для коммерческого и грузового транспорта, автостекло производится на «Салаватстекле» в Башкирии. В конце 2013 года планирует запустить свой завод СП турецкой Trakya Cam и французской Saint-Gobain на территории ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Но этот завод будет уступать по мощности (0,8 млн комплектов стекла в год) как калужскому, так и борскому предприятиям.