Связующие крылья

Спецвыпуск
Дальний Восток
«Эксперт» №45 (875) 11 ноября 2013
Освоение Дальнего Востока невозможно без развития авиатранспортного сообщения. Последние годы оно оживает благодаря прямым субсидиям государства и началу реализации крупных инфраструктурных проектов

Дальний Восток стал первым макрорегионом России, где федеральные власти возобновили субсидирование межрегиональных авиационных перевозок, существовавшее в советское время. Затем к этой программе присоединились и региональные власти, начав дотировать авиаперевозки внутри регионов. В итоге за пять лет этого эксперимента авиапоток дальневосточных «льготников» увеличился в три с половиной раза.

Объем авиационных перевозок пассажиров и грузов внутри макрорегиона, между Дальним Востоком и остальной частью страны, очевидно, будет увеличиваться и дальше. Связано это как с продолжением программы субсидий, так и с разворачивающимися на восточном краю страны крупнейшими инфраструктурными проектами — возрождением Северного морского пути и строительством космодрома «Восточный».

Больше и дальше

«Что нам нужно оперативно сделать для развития Дальнего Востока, хотя экономический блок правительства не хотел этого делать в течение нескольких лет? Со следующего года мы начнем субсидировать авиаперевозки пассажиров из регионов Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. И авиаперевозки внутри Дальнего Востока», — заявил в 2008 году в Самарской области на встрече с региональными представителями «Единой России» Владимир Путин, тогда премьер-министр России. И с 2009 года федеральный центр действительно начал субсидировать авиаперевозки населения Дальнего Востока как на дальнемагистральных рейсах, так и на межрегиональных.

К этой программе, кто раньше, кто позже, подключились и власти дальневосточных регионов, начав дотировать авиаперевозки внутри своих краев и областей. «Пролететь из Охотска, например, в Хабаровск — четыре часа. А билет стоит почти как до Москвы. И мы решили субсидировать это направление из краевого бюджета, чтобы жители из отдаленных районов смогли сократить затраты на билеты наполовину», — объяснял журналистам смысл региональной программы льготных авиаперевозок, которая стартовала в Хабаровском крае в 2011 году, губернатор края Вячеслав Шпорт.

В большинстве случаев по федеральной и региональным программам авиабилеты субсидировались для отдельных категорий населения: молодежи в возрасте до 23 лет, пожилым людям, инвалидам первой группы — и на полеты в определенное время: с 1 апреля по 31 октября. Однако даже этот ограниченный круг пассажиров, летающий в ограниченное время, быстро увеличивался. Если летом 2009 года семь авиакомпаний по 18 направлениям перевезли в рамках этой программы 163 тыс. дальневосточников (объем субсидий составил 1,2 млрд рублей), то в нынешнем сезоне Росавиация прогнозирует пассажиропоток в 525 тыс. человек, перевезенных десятью авиакомпаниями по 42 маршрутам. Таким образом, за пять лет действия программы авиакомпании перевезли более 1,8 млн человек, а из федерального бюджета за эти перевозки было заплачено почти 13 млрд рублей.

Стоит ли овчинка выделки? Эксперты Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, которых привлек Минфин для оценки эффективности программы суб