Эльфы Санты и киберпонедельник

Международный бизнес
Торговля
«Эксперт» №49 (879) 9 декабря 2013
Предрождественские распродажи в европейских странах заметно растут, однако основные выгоды от этого получают компании интернет-торговли
Эльфы Санты и киберпонедельник

В этом году оба главных события предрождественского сезона покупок — «черная пятница» и киберпонедельник — оказались для британских розничных торговцев весьма напряженными. Поток покупателей в некоторых торговых центрах и универмагах был настолько велик, что кое-где доходило до драк и арестов. Давка в супермаркете в североирландском Белфасте привела к тому, что несколько человек оказались в больнице с переломами.

«Черная пятница» — это последняя пятница ноября, день, в который многие ритейлеры делают ограниченные по срокам и товарным группам спецпредложения, призванные привлечь покупателей. Киберпонедельник — это первый понедельник декабря, праздник, можно сказать придуманный маркетологами: они попытались привлечь покупателей в интернет-магазины обещанием, что сделанные в этот день заказы будут доставлены в срок, к Рождеству. Несмотря на то что впервые киберпонедельник был отмечен лишь в 2005 году, он уже успел превратиться в один из самых напряженных дней для интернет-шопинга в США, а затем и в других странах.

По данным британской компании электронной торговли Ve Interactive, в прошлом году в «черную пятницу» в стране продажи превышали средний дневной уровень ноября на 15,8%, а в киберпонедельник — на 17,9%. Результаты текущего года могут оказаться еще выше. «В этом году оба маркетинговых события последовали сразу после “дня выплаты зарплаты” (28-е число каждого месяца — день выплаты зарплаты примерно у половины британских работодателей. — Эксперт”), — рассказывает Дэвид Холл, директор по бизнес-развитию Ve Interactive. Поэтому продажи в нынешнем году оказались масштабнее, в том числе и в воскресенье».

Благодаря восстановлению экономического роста и снижающейся безработице британцы в этом году потратят на предрождественский шопинг на 2% больше, чем год назад. Всего же, по данным лондонского Центра исследований розничного сектора, общая сумма покупок в Британии превысит 118 млрд долларов, или 575 долларов на человека. Причем из этой суммы около трети будет потрачено на покупки в интернете, где цены ниже, чем в традиционных магазинах.

Захватили воображение

Хотя окончательных данных по обоим дням на момент сдачи номера не было, многие ритейлеры в Британии сообщали об успешных результатах. Так, сеть универмагов John Lewis объявила, что в «черную пятницу» 2013 года онлайн-продажи превысили предыдущий рекорд более чем на 100% — причем тысячи заказов поступали от покупателей в первые часы пятницы. Похоже, в поисках выгодных предложений многие британцы предпочли шопинг сну. «Любые сомнения в том, интересуются ли британские потребители “черной пятницей”, отметены», — заявил Марк Льюис, директор по интернет-продажам в John Lewis.

Покупки через мобильные устройства — смартфоны и планшеты — стали явной тенденцией нынешнего сезона. Так, по данным John Lewis, в период между полуночью и восемью утра покупки через мобильные устройства превышали обычный для ноября уровень в четыре раза. А во время завтрака — с семи до восьми утра — были выше обычного уровня поч