Поставщик критического ресурса

Русский бизнес / Инжиниринг Группа ИСТ запустила первый частный образовательный проект на рынке инжиниринга и промышленного строительства. Если он сможет вобрать в себя эксклюзивные наработки отечественной инженерной культуры, дефицит управленческих кадров для новой индустриализации будет частично ликвидирован
Фото: Олег Сердечников

Построить конкурентоспособную экономику можно и на чужих технологиях. Об этом свидетельствует опыт передовых российских компаний, которые не стали заимствовать то, что технологические доноры отдают сами, а научились придирчиво выбирать — и взяли только лучшее из лучшего, самое перспективное. Подобный подход к выбору зарубежных промышленных технологий позволяет на базе чужого лучшего создавать собственные нестандартные техпроцессы, а на их основе — производственные комплексы, аналогов которым нет нигде в мире. Другими словами, располагая только заимствованными технологиями, реципиент может создать у себя более совершенную производственную базу, чем у самих доноров. Это, в свою очередь, означает, что перейти из состояния технологической отсталости на ведущие позиции можно за один прыжок — не втягиваясь в длительную, затратную и, по большому счету, бесперспективную «гонку за лидером». Это правило работает для большинства отраслей, и это именно то, что нам сейчас нужно.

Но есть проблема: в России сегодня лишь единицы владеют компетенциями в сфере инжиниринга на таком уровне, чтобы из доступных всем технологий-«кубиков» «собирать» лучшие в мире заводы. Все упирается в дефицит кадров в сфере промышленного строительства. Готовить для рынка эту особую категорию топ-менеджеров решила группа ИСТ: компания создала специализированную бизнес-школу — Московскую высшую школу инжиниринга (МВШИ).

Самородков на всех не хватит

Группа ИСТ сама является активным участником рынка промышленного строительства и хорошо знает, каких компетенций здесь недостает: с 2000 года компания построила и запустила 14 крупных промышленных объектов, включая несколько ГОКов и золотоизвлекательных фабрик, а также гидрометаллургический комбинат, ферросплавный завод и предприятие транспортного машиностроения — Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ).

У ИСТ есть положительный опыт в том, как прикладывать к зарубежным технологиям российскую инженерную смекалку и в итоге создавать не очередную копию того, что уже у кого-то где-то работает, а по-настоящему уникальные производства. В частности, для ТВСЗ компания принципиально не стала заказывать готовые технологические линии под ключ, как делает подавляющее большинство российских предпринимателей, решивших обзавестись новыми мощностями. Истовцы поступили по-другому.

Команда Алексея Алешина, руководившего строительством ТВСЗ, подошла к задаче творчески: техпроцесс, на выходе которого должна была получиться вагонная тележка, разложили на отдельные операции и затем на протяжении полутора лет искали и выбирали для каждой операции наиболее эффективную, лидировавшую на тот момент технологию. В результате в Тихвине собрали настоящий технологический «зоопарк»: станки, обрабатывающие центры и установки от ведущих в своих областях поставщиков из США, Канады, Германии, Италии, Бельгии, Испании и т. д. — всего из двух с лишним десятков стран.

В итоге ИСТ получила не просто современное предприятие, а завод, который по производительности и эффективности