Наступит ли «ташкентское лето»?

Политика
Средняя Азия
«Эксперт» №4 (883) 20 января 2014
Узбекистан стоит на пороге серьезной внутриполитической дестабилизации. Для России это возможность переформатировать в свою пользу политику в регионе и определиться с интеграционными целями
Наступит ли «ташкентское лето»?

С наступлением предвыборного года политическая ситуация в Узбекистане все больше накаляется. В последние месяцы в прессу не раз просачивалась информация о конфликтах между Исламом Каримовым и частью элиты, поддерживающей его старшую дочь Гульнару Каримову. Начались серьезные ротации в руководстве Узбекистана: в отставку отправлен глава МВД Баходыр Матлюбов, занимавший этот пост с 2006 года.

Положение осложняется тем, что подковерная борьба между властными кланами в Ташкенте накладывается на перспективу резкого обострения ситуации в Центральной Азии после начала вывода сил международной коалиции из Афганистана в 2014 году. Серьезно ухудшилась и экономическая ситуация в стране.

Новый год для Узбекистана начался с острого дефицита бензина и дизеля. Несмотря на то что цены были подняты на 20%, топлива нет на большинстве автозаправок не только в регионах, но и в Ташкенте. Топливный дефицит связан с тем, что в Узбекистане продолжается драматическое сокращение добычи нефти и газоконденсата (старые месторождения выработаны, а в новые Узбекистан не инвестирует). По информации Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, по итогам 2012 года добыча нефти и газового конденсата достигла исторического минимума — 3,17 млн тонн (в том числе сырой нефти — 1,56 млн тонн) при объеме внутреннего потребления 4,4 млн тонн. По сравнению с 2003 годом добыча сократилась более чем вдвое.

За последнее время в стране значительно (на 50%) подорожали социальные сорта хлеба. Несмотря на заявления Узбекистана о сборе рекордного в этом году урожая зерновых (более 7,6 млн тонн), в действительности страна не обеспечивает хлебом свое тридцатимиллионное население (цифры сбора урожая сильно завышаются) и вынуждена покупать его (в частности, у Казахстана). В связи со значительным ростом цен на зерно на мировых рынках в 2013 году закупать его в прежних объемах Ташкенту становится трудно. Все труднее дотировать цены на социальные сорта хлеба (правительство уже заявило о резком сокращении дотаций на 2014 год), в этом году в Узбекистане впервые официально принят дефицитный бюджет.

В свое время катализатором революционных событий на Ближнем Востоке, которые потом получили название «арабской весны», стало именно резкое повышение цен на хлеб и топливо, поэтому, по мнению политологов, вероятность развития событий по сходному сценарию и наступления «ташкентского лета» довольно высока. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что один из наиболее влиятельных партнеров Ташкента — Вашингтон — похоже, принял решение поддерживать на следующих выборах происламскую оппозицию.

Так что у Ислама Каримова остается крайне мало внутренних ресурсов для удержания ситуации под контролем, поэтому принципиально значимым становится участие других внешних игроков, таких как Китай и Россия. Для России, которая за двадцать лет утратила свое былое влияние в Средней Азии, а сегодня задумалась о возобновлении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, нынешнее положение Узбекистана пред

Узбекистан — одна из самых закрытых стран Средней Азии. И одна из самых проблемных. Государство с 28-миллионным населением (данные приблизительные — перепись там давно не проводилось) имеет все предпосылки для успешного экономического развития: на его территории расположены месторождения природного газа, золота, урана и ряда других природных ископаемых, оно является крупным экспортером хлопка. Однако общее состояние промышленности, проблемы в области государственного управления, высочайший уровень коррупции не дают развить этот потенциал — ВВП на душу населения в Узбекистане составляет лишь 3,5 тыс. долларов (170-е место в мире). Официально уровень безработицы достигает 4,9%, в реальности он выше 20%. И эта цифра будет расти: четверть населения составляют люди до 14 лет, а новых рабочих мест не предвидится. Более того, инвесторы и бизнесмены бегут из страны, предпочитая работать в менее коррумпированном соседнем Казахстане. Основными торговыми партнерами Узбекистана являются Россия, Китай, Казахстан и Турция.