Внуково на продажу

Русский бизнес
Аэропорты
«Эксперт» №4 (883) 20 января 2014
Решение правительства приватизировать самый маленький столичный аэропорт означает, что государство намерено развивать конкуренцию в Московском авиационном узле и не имеет планов национализации частных российских аэропортов, таких как Домодедово
Внуково на продажу

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о приватизации госпакетов акций в структурах аэропорта Внуково. На торги единым лотом будет выставлено 74,74% акций ОАО «Аэропорт Внуково» (терминал А) и 25% плюс одна акция ОАО «Международный аэропорт Внуково» (терминал В). Агентом по реализации этих активов назначена инвестиционная компания «Ренессанс Брокер», которая будет сопровождать весь процесс приватизации, от оценки акций до подписания договора купли-продажи.

Ожидается, что сделка с победителем конкурса будет закрыта не позднее лета нынешнего года. В пояснительной записке Минэкономразвития говорится, что «отчуждение акций произойдет с учетом решений президента и правительства в отношении стратегического развития Московского авиационного узла (МАУ)». Как отмечают эксперты ведомства, «это позволит увеличить объем поступлений в бюджет и создаст условия для изменения модели корпоративного управления Внуково».

Уже известно, что после приватизации во Внуково будет создана управляющая компания, которая консолидирует все имущество аэропорта. А это не только терминалы А и В, но и  Авиационно-топливная компания, половина акций ТЗК (вторая принадлежит «Роснефти»), «Внуково-Инвест», центр деловой авиации Внуково-3 и ряд других фирм. Все эти предприятия принадлежат группе частных инвесторов во главе с председателем совета директоров Внуково Виталием Ванцевым. Именно он и является главным, если не единственным претендентом на покупку госактивов аэропорта. Сам Ванцев, не раз заявлявший о своей заинтересованности в приобретении доли государства во Внуково, подтвердил, что обсуждал со своими партнерами участие в приватизационной сделке. «Все будет решаться, после того как пройдет оценка актива и будут сформированы предложения по формату приватизации», — сообщил он агентству «Прайм».

Напомним, что изначально госактивы Внуково принадлежали правительству Москвы, которое недавно передало их федеральному центру в обмен на субсидию в размере около 50 млрд рублей, впоследствии потраченную на развитие столичного метрополитена. Но эту операцию нельзя назвать рыночной, а оценку — индикативной. Более справедливой выглядит оценка Ernst & Young: по данным «Ведомостей», летом прошлого года она оценила консолидированный Внуково в 45 млрд рублей. Если новая оценка аэропорта будет близка к этой сумме, государству придется зафиксировать убыток в несколько миллиардов рублей. Но в любом случае после приватизации Внуково на широко разрекламированном проекте консолидации государственных активов МАУ в рамках единой компании, который активно лоббировал помощник президента Игорь Левитин, можно поставить крест.

Плохой план Левитина

Напомним, что чуть более года назад Игорь Левитин разработал и даже предварительно согласовал с Владимиром Путиным план объединения столичных аэропортов на базе Единой новой компании (ЕНК). Эта структура должна была консолидировать все столичные аэродромы гражданской авиации (взлетно-посадочные полосы и перроны для стоянки