Поедем на воздухе

Наука и технологии
Москва, 10.02.2014
«Эксперт» №7 (886)

Фото: ИТАР-ТАСС

Dearman Engine Company, Motor Industry Research Association, Air Products и Университет Лафборо приступят в начале этого лета к полномасштабным испытаниям двигателя, работающего на сжиженном азоте.

Об этом на прошлой неделе объявил британский стартап Dearman Engine Company, разработавший агрегат совместно с консалтинговой компанией Ricardo и университетами Лидса, Бирмингема, Брайтона и Лафборо. Поставленная перед этим консорциумом задача — значительно сократить содержание CO2 и других вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом.

Чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений и минимизировать риски, связанные с хранением под давлением газа с температурой –160 °С, новинку мощностью 50 кВт (около 70 л. с.) предполагается установить на небольшом трейлере-рефрижераторе. По сообщению самих разработчиков, азотный мотор в значительной степени напоминает обычный двигатель внутреннего сгорания, только без свечей зажигания. Принцип его действия прост, хотя разработчики и признаются, что проект дался им не просто, в частности, по их заказу в университетах два года проводилось сложное математическое моделирование происходящих в двигателе процессов. Нагреваясь за счет температуры окружающей среды, азот из жидкого состояния (его получают фракционной переработкой жидкого воздуха, в котором содержание этого газа, как известно, достигает 75% по массе) переходит в газообразное, многократно расширяясь в объеме и толкая поршни двигателя. В итоге через выхлопную трубу автомобиля обычный холодный азот поступает в атмосферу.

Очевидно, что выше представлена идеальная конструкция. На деле предполагается все же использовать гибридный двигатель, в котором для нагревания азота будет использоваться уходящее тепло работы дизельного двигателя, что, соответственно, повысит и коэффициент использования углеводородного топлива. Подсчитано, что городской автобус, потребляя около 200 кг жидкого азота ежедневно, будет сжигать на 25% меньше дизельного топлива, чем в традиционном режиме. Это позволит убить сразу двух зайцев: сэкономить углеводородное топливо и снизить выброс вредных веществ в окружающую среду.

Перед началом работ с двигателем на азоте было проведено специальное исследование, которое показало, что переходу на такую схему поможет использование уже существующей инфраструктуры по наработке жидкого азота и его распределению. Скептики могли бы возразить, что увеличение объема производства жидкого азота приведет к существенному увеличению потребления электроэнергии, а значит, и к системному росту потребления тех же углеводородных топлив электростанциями, большинство которых являются тепловыми (ТЭС). Однако уже сейчас тот же азот производится в развитых странах только по ночам, во время пика падения потребления электроэнергии. В той же Великобритании каждую ночь производится 8,5 тыс. тонн жидкого азота, что достаточно для работы более чем 40 тыс. автобусов в объеме 6,5 млн машино-километров. Так не только дешевле — продолжающие функционировать в базовом реж

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (886) 10 февраля 2014
    Олимпиада в Сочи
    Содержание:
    Давно такого не было

    Несмотря на непростое социально-экономическое положение Россия способна решать самые амбициозные задачи. В этом главный вывод, который позволяют сделать итоги работы по подготовке зимних Олимпийских игр-2014.

    Потребление
    Реклама