«Ангара» запаздывает со стартом

Повестка дня
Фото: РИА Новости

Премьер-министр Дмитрий Медведев побывал на космодроме Плесецк, где проинспектировал подготовку к первому запуску ракеты нового поколения легкого класса «Ангара». Уникальна она тем, что на базе одной конструкции созданы ракеты трех классов: легкого, среднего и тяжелого. Ракетный комплекс в целом будет предназначен для выведения автоматических космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения массой от 2 до 24,5 тонн на низкие, средние, высокие круговые и эллиптические орбиты, в том числе солнечно-синхронные и стационарные. Для его создания использовался только российский научно-промышленный потенциал.

Проекту «Ангара» уже 12 лет. Его концепцию разработали в конце 1990-х, практические работы начались в 2004 году. Сначала запуск был запланирован на 2007 год, но сроки постоянно сдвигались. «У нас, к сожалению, часто — в последние годы не просто часто, а уже стало некой системой — сдвигаются сроки изготовления космических комплексов, космических аппаратов, не выдерживаются программы, которые крайне необходимы для того, чтобы обеспечить в полном объеме рынок космических услуг», — отметил заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин. Впрочем, как сообщили во ФГУП «ГНЦП им. М. В. Хруничева», производителе «Ангары», сейчас предприятие полностью выдерживает установленный график.

Предполагалось, что «Ангара» укрепит позиции России на рынке космических услуг. «Сегодня Россия представлена на рынке всего лишь тремя процентами, — говорит Рогозин. — Мы как были, так и остаемся пока выдающимися космическими извозчиками, у нас есть система выведения — это “Протоны”, “Союзы”, “Рокоты”, сейчас уже “Ангара”. Но в самом космосе, то есть на орбите, космических аппаратов у России мало, в несколько раз меньше, чем у США. Поэтому мы проигрываем в таких сферах, как картография, дистанционное зондирование Земли, навигация, коммуникация и так далее, а это самое главное, это самое прибыльное, что касается гражданского космоса».

Однако коммерческие перспективы «Ангары» вызывают у экспертов большие сомнения. «“Ангара” задумывалась как более дешевая, экономичная и экологически чистая ракета, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. — Тогда коммерческие запуски “Протона” только начинались. Если бы сроки производства “Ангары” не сдвинули на десять лет, то она была бы вне конкуренции. Тогда во всем мире была эйфория: все ожидали огромного развития рынка космических услуг в связи с развитием интернета, других систем связи и навигации. Предполагалось, что на орбиту будут выводить тысячи спутников. Но надежды не оправдались, взрыва не произошло, можно ожидать даже сжатия рынка. Компания Google и вовсе намерена разместить свои установки для передачи интернет-сигнала в стратосфере на воздушных шарах». Между тем на производство «Ангары» уже затрачено 100 млрд рублей, несколько миллиардов уйдет на подготовку, испытания и экспериментальные запуски.

И это при том, что ситуация с ракетами во вс