ОАК летит на гражданку

Русский бизнес

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) резко нарастила производство почти всех видов авиатехники. В общей сложности в прошлом году корпорация выпустила 128 самолетов, в том числе 95 военных и еще 33 гражданских. Это на треть больше, чем год назад. Но именно гражданский сегмент обеспечил нашим авиастроителям наибольшие темпы роста. Так, выпуск пассажирских самолетов вырос почти на 60%, главным образом за счет лайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Если в 2012 году было произведено 12 таких самолетов, то в прошлом году уже 25. «Нам удалось создать определенный задел для наращивания производства этих машин в будущем, — говорит глава ОАК Михаил Погосян. — В нынешнем году будет выпущено более сорока самолетов этой модели, а еще через год — более пятидесяти».

В декабре прошлого года «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) начали выпускать по три самолета в месяц, а с середины нынешнего года темпы производства будут увеличены до одного лайнера в неделю. И если эту динамику удастся сохранить, то через два года ГСС вплотную приблизятся по производственным показателям к нынешним лидерам мирового рынка Embraer и Bombardier. А в том, что сохранить динамику удастся, никаких сомнений уже нет. В портфеле ГСС сегодня есть заказы примерно на две сотни лайнеров SSJ. Причем не только от всем известных компаний вроде нашего «Аэрофлота» и мексиканской Interjet, но и от ряда заказчиков из России и Юго-Восточной Азии, предпочитающих сохранять инкогнито. И в самом ближайшем будущем портфель ГСС продолжит расти.

Так, тот же «Аэрофлот», уже заказавший 30 SSJ, по словам его гендиректора Виталия Савельева, ожидает, когда ГСС начнут выпускать по 60–70 машин в год, чтобы заказать у этой компании новые лайнеры вместимостью до 95 пассажиров для своего дискаунтера — авиакомпании «Добролет».

Популярности SSJ во многом способствует успешная эксплуатация этих лайнеров в Южной Америке и странах ЮВА. Так, например, мексиканцы, эксплуатирующие сейчас пять наших самолетов, добились того, что один лайнер у них в среднем находится в воздухе 10 часов в сутки, а его эксплуатационная надежность зашкаливает за 99%. То есть соответствует лучшим мировым стандартам эксплуатации региональных самолетов этого типа. Примерно так же обстоят дела и у индонезийской авиакомпании PT Sky Aviation. «У нас средний налет самолета SSJ составляет пока шесть часов в сутки при загрузке на 80 процентов, но в ближайшее время мы увеличим этот показатель до девяти-десяти часов за счет расширения маршрутной сети», — заявил нам гендиректор PT Sky Aviation Крисман Тариган. По его словам, SSJ очень хорошо подходит для эксплуатации в Индонезии, так как может садиться на укороченные взлетно-посадочные полосы большинства индонезийских островов и взлетать с них. Наши авиастроители рассчитывают занять не менее 15% азиатско-тихоокеанского рынка гражданских самолетов. То есть продать в этот регион порядка 300 машин в течение 20 лет. И эта цифра не выглядит недостижимой.

В нынешнем году ОАК запланировала рост производства гра