Alibaba и двести миллиардов

Повестка дня
Москва, 21.04.2014
«Эксперт» №17 (896)

Китайский интернет холдинг Alibaba Group решил провести первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. IPO запланировано на третий квартал текущего года. Организаторами выступят Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs Group, J.P. Morgan и Morgan Stanley. В ходе публичного размещения вся компания может быть оценена в 140–200 млрд долларов. На IPO Alibaba планирует продать 12% акций, получив за них от 15 до 25 млрд долларов.

Похоже, китайцы выбрали прекрасный момент для размещения: американский и европейские рынки находятся на исторических максимумах, более того, на них вздулись огромные «пузыри», а инвесторы, кажется, готовы скупить все, что им предложат. Взять для примера ту же Alibaba Group — это крупнейший интернет-холдинг в Китае, контролирующий примерно 80% рынка электронной коммерции страны. В состав компании входят крупнейший в мире интернет-магазин b2b Alibaba.com, интернет-аукцион Taobao.com, интернет-магазин товаров из Китая AliExpress и другие проекты. Сейчас в холдинге работает свыше 20 тыс. сотрудников. В 2013 году выручка Alibaba составила около 8 млрд долларов, рост выручки в четвертом квартале прошлого года — 66% к аналогичному периоду 2012-го. Эти дикие темпы роста заставляют инвестбанки загонять прогнозы по капитализации Alibaba до небывалых высот. Еще в феврале аналитики говорили, что компания стоит 100–120 млрд долларов. К марту планка поднялась до 140–160 млрд. Теперь ожидания доходят до 200 млрд. За три месяца подготовки первичного размещения виртуальная капитализация выросла вдвое.

Таким образом, IPO Alibaba может стать крупнейшим за всю историю публичных компаний. Пока пальма первенства у General Motors — ее пакет правительство США продало в 2010 году за 23,1 млрд долларов. Среди китайских компаний крупнейшим размещением остается IPO Сельскохозяйственного банка Китая — 22,1 млрд долларов в том же 2010 году. Среди интернет-компаний лидирует Facebook с 18,4 млрд долларов, полученными в мае 2012 года. Кстати, именно размещение акций знаменитой социальной сети и задало моду раздувать капитализацию интернет-компаний. В итоге котировки этих компаний лишь в крайне ограниченной степени привязаны к их финансовым показателям. Вот и у Alibaba капитализация может составить 25 годовых выручек (о соотношении с годовой прибылью не стоит даже упоминать).

Желание получить как можно больше за свои доли в Alibaba вполне понятно. Среди основных акционеров холдинга — американский интернет-гигант Yahoo! (ему принадлежит 24% китайской компании) и японская компания SoftBank (37%). Небольшим пакетом владеет DST Global российских предпринимателей Юрия Мильнера и Алишера Усманова. По данным портала Venturevillage.eu, DST инвестировал в Alibaba 176,4 млн долларов, получив 0,5% акций. Теперь такая доля может стоить до 1 млрд долларов.

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (896) 21 апреля 2014
    Россия и Запад
    Содержание:
    Попробуйте ее сохранить

    По результатам переговоров в Женеве у украинских политиков появился шанс сохранить единую страну. Впрочем, вне зависимости от результата их попыток соглашение в Женеве — большое достижение России, благодаря которому внешнеполитические риски для нашей страны заметно снизились

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Потребление
    Реклама