Малый бизнес поиграет в монополию

Повестка дня
«Эксперт» №17 (896) 21 апреля 2014
Малый бизнес поиграет в монополию

Минэкономразвития разослало в заинтересованные ведомства предложения об изменениях в закон «О защите конкуренции». В отличие от увесистого так называемого четвертого антимонопольного пакета, за который уже больше года бьется Федеральная антимонопольная служба (ФАС), предложения МЭР умещаются на одном листе.

«Изменения направлены на снижение антимонопольных рисков и количества возбуждаемых дел, повышение привлекательности ведения малого бизнеса и снятие ограничений по использованию деловых практик, в итоге — на повышение прибыльности деятельности малого бизнеса и стимулирование его развития. Кроме того, изменения позволят малым предприятиям законно действовать совместно (заключать соглашения), вырабатывая и проводя политику в отношении крупных участников рынка», — говорится в справке Минэкономразвития.

Ведомство предлагает оградить предприятия малого бизнеса от распространения на него части положений основных антимонопольных статей — ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) и ст. 11 (картели и сговоры), а также ст. 11 (согласованные действия). В частности, по мнению МЭР, малые предприятия не следует привлекать к ответственности за установление и поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара, за изъятие товара из обращения, приведшее к повышению цены, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, установление разных цен на один товар.

В пояснительной записке приводится пример того, как индивидуальный предприниматель Стеклянников был признан занимающим доминирующее положение на рынке услуг по ветеринарно-санитарной обработке транспортных средств и контейнеров по первой категории в городе Магадане. Его оштрафовали за монопольно высокие цены, в то время как его чистая прибыль за месяц составила всего 14 тыс. рублей. Приводится и ряд других примеров того, что ФАС явно разменивается по мелочам.

Ведомство также предлагает разрешить малым предприятиям делить между собой товарные рынки по территориальному принципу, объему продаж, ассортименту и т. д. (сейчас это считается картельным сговором). Они вправе, по мнению МЭР, отказывать в заключении договоров поставки кому угодно. И главное предложение: картельным сговором действия малых предприятий можно считать только в том случае, если они причинили вред. Эта новелла подкрепляется примером наложения штрафа на двух индивидуальных предпринимателей из Новочебоксарска за согласованные действия в форме «единовременного поднятия цен» на рынке сахара. Их цены различались минимум на 80 копеек, в то время как товар биржевой, а значит, единовременное повышение цен не было виной предпринимателей.

При этом в пояснении МЭР к его инициативе указывается: есть риск, что на начальном этапе возможен негативный эффект на территориально небольших (например, муниципальных) или удаленных рынках небольшого объема. Например, рост цены товара. «С учетом низких порогов входа повышение привлекательности (прибыльности) отдельного рынка привлечет новых участников рынка, что увеличит конкуренцию и будет спос