О крымском варианте налогообложения

Разное

Единственное, что в этой куче проблем было вполне очевидно, — так это невозможность и ненужность для новых властей взыскивать налоговые задолженности, штрафы и прочие санкции, наложенные на крымских налогоплательщиков властью прежней. Это очевидное уже, считай, сделано — законопроект почти готов. А дальше всё менее понятно. Официальные лица, успевшие высказаться по этому поводу, согласно утверждают, что налоги в Крыму должны быть полегче обычного, — например, в рамках особой экономической зоны вроде Калининградской. Мысль с двойным дном: Калининградскую-то ОЭЗ вскоре придётся упразднить в соответствии с требованиями ВТО, а чтобы предъявить претензии по зоне крымской, участникам ВТО придётся сначала признать вхождение Крыма в состав РФ. Какие именно поблажки будут особостью намечаемой зоны, пока не решено, но поблажки требуются большие.

Бизнес в Крыму чрезвычайно слаб. Мало того что подушевой региональный продукт там меньше, чем в любом из регионов России, кроме Ингушетии; там и динамика отрицательная. В ходе недавнего опроса почти половина тамошних предпринимателей сообщила о падении выручки за последние пять лет. Из двух возможных объяснений — спад и нарастающий уход в тень — верны оба. Говорить в таких условиях о немедленном введении российского налогового режима в полном объёме просто бессмысленно. Бизнес-омбудсмен Титов, подготовивший для президента доклад о проблемах тамошнего бизнеса, предлагает ввести налоговые каникулы на первые 10–50 млн рублей налогов для производственных, инновационных и социальных предприятий, а также освободить малые предприятия от уплаты первых 10 млн рублей налогов. Минэкономики в своём проекте готово пойти гораздо дальше: нулевая ставка страховых взносов, а равно и налогов на прибыль, имущество, землю, транспорт — на десятилетний период. Через десять лет региональная часть налога на прибыль должна будет вырасти до 10%, федеральная же доля останется нулевой. (И Титов, и МЭР предлагают дать крымчанам и другие благостыни, но здесь мы говорим только о налогах.) Столь щедрые намерения кажутся просто невероятными на фоне привычной налоговой политики, но заметный успех в Крыму очень нужен; поэтому вполне вероятно, что не всё, так большую часть предложенного в самом деле утвердят.

Но тогда не очень понятно, как объяснять другим регионам, почему же ничего подобного не полагается им. Разве экономический успех нужен нам только на вновь присоединённом полуострове? Разумеется, проблемы перехода из одной налоговой среды в другую, перехода непростого даже для специалистов и каторжно трудного для всех прочих, есть только там, но во всём-то остальном — чем ситуация в Вологодской или, там, Курганской области так уж сильно отличается? Заметное отличие лишь в том, что в Крыму малые и средние предприятия дают более 80 процентов ВРП, что в разы больше, чем в обычае у нас, но это и значит, что тут смягчение убийственно жестокой с малым бизнесом налоговой политики требуется ещё настоятельнее. Тот же бизнес-омбудсмен, только уже в готовящ