Больше угля на Мурманск

Повестка дня
«Эксперт» №18-19 (897) 28 апреля 2014
Больше угля на Мурманск

В Мурманской области планируется создать новый угольный терминал. Соответствующее инвестиционное соглашение подписано губернатором Мурманской области, Ространсмодернизацией и морским торговым портом Лавна, непосредственно реализующим проект.

Терминал разместится рядом с существующим Мурманским портом, на противоположном берегу Кольского залива. Его строительство — часть комплексной программы развития мурманского транспортного узла. Общая сумма инвестиций в строительство терминала оценивается в 80 млрд рублей. Наиболее затратная часть инвестпроекта — сооружение железнодорожного подвода к терминалу. Средства планируется привлекать как от государства (62 млрд рублей, в основном они будут направлены на строительство железнодорожной ветки), так и от частных инвесторов, главным образом отечественной угольной компании СУЭК (владеет 49,9% Мурманского порта).

Предполагается, что терминал Лавна вступит в эксплуатацию в 2018 году. Его мощность составит 18 млн тонн угля в год, что сделает Лавну одним из крупнейших морских угольных терминалов России (см. график).

Теоретически для расширения возможностей экспортной угольной инфраструктуры есть все основания. Экспортные поставки угля из России растут — только по итогам 2013 года они выросли на 12,6%, до 143 млн тонн.

На практике, однако, на пути реализации проекта сразу же появились большие подводные камни. СУЭК пришел к выводу о нецелесообразности реализации проекта мурманского транспортного узла в прежнем объеме из-за изменения рыночной конъюнктуры. Существует также риск, что правительство России, отталкиваясь от мнения СУЭК, сократит свои вложения в мурманский проект на 75%, перекинув освободившиеся средства на Крым. Все это может сильно затруднить реализацию проекта.

Стоит отметить, что опасения СУЭК насчет рыночной конъюнктуры небезосновательны. В последние годы на мировом угольном рынке произошел коренной перелом (см. «Даешь стране угля», «Эксперт» № 41 за 2013 год). Рынок угля четко делится на две зоны, «западную» (Европа и восток Северной Америки) и «восточную». Потребление угля в «западной» зоне падает, притом что предложение, напротив, растет. Перспективы роста угольного рынка имеет смысл связывать с восточным, азиатским направлением. Отечественная угольная добыча тоже будет двигаться в восточном направлении — в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. А для работы в таких условиях действительно было бы целесообразнее строить угольную экспортную инфраструктуру на Дальнем Востоке, а не под Мурманском.