Поиграем в декаданс

Книги / Южная проза

На задней обложке книги указано: «Ульяна Гамаюн родилась и живет в Днепропетровске. Окончила факультет прикладной математики. Автор повестей “Безмолвная жизнь со старым ботинком” и «Fata Morgana», романа “Ключ к полям”. Появление всех публикаций писательницы сопровождалось бурной полемикой».

Эти сведения нуждаются в уточнении. Автор действительно живет в городе на Днепре и трудится программистом. Но Ульяна Гамаюн существует лишь на страницах журналов и обложках книг. А бурная полемика не всегда была литературной. Получив в 2010 году премию Белкина (еще одного автора с непростыми отношениями с реальностью), Гамаюн после нескольких не очень корректных замечаний в интернете от нее решительно отказалась, спровоцировав еще большие нападки.

В такой обидчивости действительно можно усмотреть циничный самопиар, но без подобной гиперчувствительности писателя Гамаюн просто не было бы. Ее творческий метод — преобразовывать реальность по заветам не столько далекого почти-современника Габриэля Гарсиа Маркеса, сколько соседа-классика — полтавчанина Николая Гоголя-Яновского. А поскольку со времен Сорочинской ярмарки реальность эта, прямо сказать, подурнела и ожесточилась, то невозможно обойтись и без многоуровневого самораспада Кафки — того самого декаданса, что вынесен в заголовок.

Формально одноименный роман посвящен народным волнениям в некоем городе, увиденным глазами судебного рисовальщика. Но главное, конечно, здесь, как во всяком искусстве, не что, а как. «Здесь тоже рисуют обнаженную натуру — с приматом психологии над анатомией», — замечает герой. Глаз Гамаюн видит все очень по-особенному, но рука ее тверда и щедра. Можно сказать, что термин «южная проза», несколько подзабытый со времен Бабеля и Олеши, обрел новое звучание.

Гамаюн Ульяна. Осень в Декадансе. Роман, повесть, рассказ. — М.: ОГИ, 2014. — 480 с. Тираж 1500 экз.