Монопольный форсаж

Русский бизнес
Антимонопольное законодательство
«Эксперт» №25 (904) 16 июня 2014
Беспрецедентная феерия с продавливанием четвертого антимонопольного пакета поправок близится к завершению. Бизнес-сообществу удалось отбить многое, но остались правила недискриминационного доступа и распространение антимонопольных правил на объекты интеллектуальной собственности
Монопольный форсаж

На этой неделе в правительстве состоится решающая битва представителей «Деловой России», бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей с главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым. Предприниматели будут в очередной раз требовать отмены четвертого антимонопольного пакета поправок (4-й АМП) в закон «О защите конкуренции». Арбитром будет вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Сказка про белого бычка

Похоже, Шувалову уже порядком поднадоела эта история длиной почти в три года. Ровно столько времени Игорь Артемьев пытается продавить законопроект, который деловые круги и многочисленные эксперты назвали вредным для бизнеса и экономики и продолжают на этом настаивать. Поднадоела, потому что он сам уже не раз заворачивал законопроект с директивой для ФАС согласовать поправки с деловым сообществом. Артемьев неохотно некоторые позиции сдал; справедливости ради сказать, существенные. Например, предприниматели добились отмены реестра монополистов, подавляющим большинством фигурантов которого являются малые и средние предприятия. Действующий пока реестр позволяет наказывать предприятия за нарушения антимонопольного закона без анализа рынка. А значит, если у вас один магазин на весь поселок и вы попали в реестр, то будете биты вечно, даже если вас уже давно обступили гипермаркеты.

Не останавливаясь на других существенных уступках, отметим, что в последнем (уже, кажется, седьмом или десятом) варианте законопроекта Артемьев отказался-таки дублировать функции Федеральной тарифной службы — согласовывать тарифы занимающих монопольное положение предприятий. Увидев и ряд других послаблений, Игорь Шувалов на прошедшем недавно заседании комиссии, к изумлению предпринимателей, решил дать 4-му АМП ход. Теперь остается гадать, упадет ли бычок (то есть бизнес), а если упадет, то разобьется ли насмерть или просто останется калекой.

Поговаривают, что реакция представителей «Деловой России» на этом совещании была такая: «Но ведь бизнес и изобретатели побегут из страны!» «Да куда они побегут, в Белоруссию, что ли?» — примерно так ответил Шувалов.

Открой тайну

Высшая школа экономики подготовила многостраничное заключение по 4-му АМП, создающее почву для проработанной критики законопроекта. Основную тревогу деловых кругов вызывает поправка об обязательном введении правил недискриминационного доступа (ПНД) для занимающих монопольное положение компаний. Одна из причин того, зачем это нужно ФАС, — возможность не анализировать рынок перед возбуждением антимонопольного дела. То есть вам прописывают, когда, по какой цене вы можете продавать продукцию на внутреннем рынке. Все это, а также принципы формирования цены — что у многих является коммерческой тайной — должны быть выложены в открытом доступе.

«Раскрытие информации о ценообразовании на внутреннем рынке может нести риски, во-первых, соглас