Потребитель в спящем режиме

Русский бизнес / Потребительский обзор Значительное снижение покупательской активности, тотальная экономия, вымывание среднего сегмента и отсутствие эмоциональных покупок — основные тренды последних месяцев на потребительском рынке
Рисунок: Игорь Шапошников

«Спрос очень низкий. Такого не было даже в кризис 2009 года. Самые ходовые сегменты рынка сегодня — либо дорогие товары, либо эконом. Причем так называемый средний класс активно перемещается в сторону экономсегмента», — говорят представители компаний, работающих на потребительском рынке.

Похоже, действительно, кризис добрался до потребительского рынка. Если еще пару лет назад были такие «маяки», как отложенный спрос на автомобили, ажиотажный спрос на новые гаджеты и стабильный интерес женской аудитории к товарам для красоты и здоровья, то сегодня никаких «маяков» нет. Разве что небывалый ажиотаж на рынке дешевого жилья в крупных городах — но и он не от хорошей жизни: население пытается сохранить свои сбережения либо воспользоваться кредитными ресурсами, пока еще есть возможность их привлечь. Увеличение расходов населения — за счет инфляции, удорожания импортных товаров, роста расходов на коммуналку и бензин — при не увеличивающихся или сокращающихся доходах — привело к росту закредитованности домохозяйств. «В настоящее время задолженность россиян перед банками превысила 10 триллионов рублей, что сопоставимо с половиной годового розничного товарооборота. Качество этих кредитов низкое, 70 процентов выдано сроком до трех лет по высоким процентным ставкам», — говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. При этом, по его словам, наиболее закредитованной является низкодоходная группа населения.

Жизнь в долг стала весьма распространенным явлением в российском обществе — именно поэтому так расцвели в последнее время услуги микрокредитования для физических лиц. Причем речь идет не только о крупных покупках, но и о тратах на текущие нужды, то есть о выживании. И ожидать в такой ситуации активного спроса на потребительские товары как минимум наивно. Сказанное подтверждают статданные и оценки специалистов.

Впрочем, большинство компаний, работающих в потребительских отраслях, пытаются сохранять оптимизм и бороться за покупателя: оптимизацией ассортимента, расширением географии присутствия и осмысленным позиционированием и продвижением.

Неласковое лето

Наступающее лето российский автомобильный рынок встречает, пожалуй, в худшей ситуации со времен кризиса 2009 года: по итогам мая продажи новых легковых машин по сравнению с прошлогодними майскими показателями сократились на 12%, по результатам пяти месяцев падение более скромное, но все же ощутимое — на 6%.

От наступающих летних месяцев участники рынка ничего хорошего не ждут. Весна — время, на которое продавцы автомобилей всегда возлагают особые надежды, и уж если в апреле — мае они не оправдались, то в сезон отпусков будет только хуже.

Впрочем, сокращение продаж на российском автомобильном рынке — это, к сожалению, уже не новость, снижение спроса здесь наблюдается еще с марта прошлого года (см. график 1). В последнее время участники рынка надеялись если не на рост, то хотя бы на стабилизацию продаж. Но надежды эти, увы, не сбываются. И если еще в начале года говори

Изменения продаж новых легковых автомобилей в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
В мае ажиотаж на рынке жилья остановился
С конца прошлого года расходы потребителей перестали расти