Необратимость дальнего следования

Повестка дня
Москва, 30.06.2014
«Эксперт» №27 (906)

Фото: Игорь Шапошников

В России начнут продавать невозвратные билеты не только на авиарейсы, но и на поезда дальнего следования. Законопроект о невозвратных железнодорожных билетах 19 июня одобрен правительством и внесен в Госдуму.

Чтобы железнодорожные компании смогли начать продажу таких билетов, необходимо внести изменения в устав железнодорожного транспорта РФ, в частности в 83-ю статью. Пока что благодаря ей пассажир имеет право отказаться от поездки и вернуть деньги за билет. Согласно предлагаемым дополнениям к статье, за билеты, приобретенные по не регулируемым государством тарифам на условиях невозвратности, перевозчик денежные средства не выплачивает.

Сейчас пассажирские перевозки поездами дальнего следования в России осуществляет дочерняя компания «Российских железных дорог» — ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК; доля на рынке — 96,9%). В этой компании отмечают, что поправки дадут пассажиру право выбирать тип приобретаемого билета: с возможностью возврата, но более дорогой, или невозвратный, но имеющий более низкую цену.

Возместить стоимость билетов, в цену которых не будет заложен риск убытков от их возврата для перевозчика, пассажиры смогут лишь в случае болезни либо несчастного случая при наличии подтверждающих документов, а также в связи с отменой или задержкой отправления поезда.

При этом речь идет лишь о тех билетах, стоимость которых не регулируется государством, а самостоятельно назначается ФПК, то есть о билетах в вагоны купе, СВ и люкс. Аналитик Института проблем естественных монополий Лев Рузавин напоминает, что стоимость билетов в плацкартные и общие вагоны регулируется, ежегодно они субсидируются государством и могут быть почти вдвое дешевле, чем в купейные вагоны. По его мнению, новый тип невозвратных билетов поможет ФПК привлечь дополнительных пассажиров, а также решить проблему равномерного перераспределения пассажиров по классам вагонов, что особенно актуально в пиковый летний сезон.

Пока неизвестно, на сколько будет снижена цена на невозвратные билеты. По прогнозам специалистов, а также по аналогии с другими видами транспорта их стоимость может быть меньше на 10–20%, чем у обычных.

Сейчас возможность продавать дешевые и не подлежащие возврату билеты есть также у авиакомпаний. Она появилась 21 июня с вступлением в силу соответствующего закона. Известно, что таким правом уже воспользовались «Аэрофлот» и «Трансаэро».

Если в авиации продажа невозвратных билетов означает в первую очередь возможность активнее развивать лоукост-перевозки, то для железной дороги это дополнительная загрузка составов и конкурентоспособные по с авиакомпаниями цены.

По словам главы исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, введение невозвратных билетов на железнодорожном транспорте позволит ФПК несколько увеличить продажи, однако больших доходов перевозчику не принесет. «Собственно, как и в авиации, это будет скорее маркетинговая история», — полагает Безбородов.

В ФПК отмечают, что «от применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих вк

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (906) 30 июня 2014
    Платежные системы
    Содержание:
    Занимательная картография

    Создать национальную платежную систему необходимо, но сделать это в короткие сроки не получится. Поэтому выдавливание из России Visa и MasterCard — бессмысленный и опасный процесс

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама