Просто делай как я

Международный бизнес
Офшоры
«Эксперт» №27 (906) 30 июня 2014
Быстрая адаптация к все более ужесточающемуся налоговому регулированию и соответствующие новые услуги клиентам — стратегия развития финансового центра Княжества Лихтенштейн
Просто делай как я

Маленькая Клара, дочь великого Рубенса, умерла, когда ей было всего пять лет. Но ее обаятельное круглое личико еще посмотрит на вас, если вы до середины октября зайдете в Пушкинский музей. Портрет Клары Серены Рубенс, несомненно, главная изюминка выставки шедевров фламандской живописи, привезенной в Москву из частной коллекции князей Лихтенштейна. Но не единственная. Наследный князь Алоиз лично прошелся по залам Пушкинского, проверяя, как развешано более полусотни картин, среди которых редкий Рубенс, Ван Дейк и Брейгель. Впрочем, привезенные в Москву полотна — лишь небольшая часть собрания Лихтенштейнов, второй по величине и значимости частной коллекции искусства в мире после собрания британской королевы.

Коллекция семьи очень велика и состоит не только из живописи, но также скульптуры, фарфора и старинных предметов интерьера (дворцы Лихтенштейнов в Вене с идеально восстановленным внутренним интерьером также можно отнести к предметам искусства). Говорят, что полного ее каталога не существует, так как князья продолжают активно пополнять коллекцию. Любопытно, что Лихтенштейны собирают лишь предметы искусства, появившиеся не позднее 1860 года. Ничего относящегося не только к авангарду, но даже к кубизму или импрессионизму не может в нее войти. По словам князя Ханса-Адама, приобретение современного искусства, с одной стороны, противоречит концепции коллекции, с другой — не совпадает со вкусом собирателей.

Особенная приверженность старине и традиции подчеркивает принадлежность княжеской семьи Лихтенштейнов к одному из самых старых и знатных родов европейской аристократии. Князь Филипп объясняет семейную незаинтересованность в постмодерне более прагматично — тем, что его особенностью является практическая невозможность выделить собственно степень искусности мастера, а значит, и достоверно оценить стоимость произведения. Ведь хотя князья при каждом удобном случае подчеркивают, что их коллекция не является инвестицией, поскольку они не собираются ее продавать, все же собрание княжеского дома занимает весьма значимое место в списке активов, которыми располагает семья. (Например, во время финансовых трудностей во второй половине ХХ века Лихтенштейны все-таки продали некоторую часть своего собрания, чем существенно поправили свое финансовое положение.) Поэтому умение покупать «правильные» с точки зрения выгодности инвестиций предметы искусства — далеко не последний элемент концепции княжеской коллекции.

Более того, она играет определенную роль в их банковском бизнесе, который принес государству Лихтенштейн, возможно, значительно большую мировую известность, чем любовь к прекрасному. Так, выставки шедевров из княжеской коллекции проходят обычно в странах, в продвижении на рынки которых особенно заинтересован банковский сектор Лихтенштейна. Шедевры, с одной стороны, служат демонстрацией успешности, а с другой — это беспроигрышный медиаповод, обеспечивающий появление князей Лихтенштейна и их банка в новостях центральных каналов и на полосах ведущих изданий. На

Княжество Лихтенштейн — карликовое государство в Европе площадью всего 160 кв. кв, не являющееся членом Евросоюза, но, как и Швейцария, входящее в большинство общеевропейских соглашений. Это наследственная конституционная монархия; официальный язык — немецкий. В Лихтенштейне проживает всего 37 тыс. жителей, однако численность работающих достигает 35 тыс. человек (многие приезжают сюда на работу из Швейцарии и Австрии). По уровню жизни Лихтенштейн, согласно данным Всемирного банка, занимает второе место в мире.

Принято считать, что большую часть доходов княжества обеспечивает его банковский бизнес. Между тем наибольшую часть ВВП (37%) Лихтенштейну приносит промышленность (в основном это производство различного высокотехнологичного оборудования), а банковский сектор —лишь 27%. Так что сегодня Лихтенштейн является самой индустриальной страной Европы.

Замок Лихтенштейнов, находящийся в столице страны городе Вадуц, был куплен семьей в начале XVIII века, а фамильной резиденцией и вовсе стал лишь в 1938 году, когда семья была вынуждена бежать из Вены, спасаясь от нацистов. До этого времени жизнь семьи протекала в принадлежащих ей дворцах в Австрии и замках в Чехии, где располагались основные владения Лихтенштейнов.