Ангелы и французы

Книги / Проза

Паскаль Брюкнер — из тех французских писателей, кто с успехом приспособил идеи авангардистского «нового романа» шестидесятых к запросам искушенного, но все же несравненно более широкого круга читателей. Пользуясь заслуженной репутацией блестящего публичного интеллектуала, Брюкнер не стесняется включать в свои выверенные книги элементы масскульта. Не случайно славу ему принес роман «Горькая луна» (1992), более известный по одноименному фильму Романа Полански.

В новейшем романе «Дом ангелов» (2013) Брюкнер вновь умело балансирует на грани тонкого сарказма и слезливого китча. Его герой золотой пай-мальчик Антонен уверенно взбирается по ступеням карьерной лестницы самой «капиталистической» профессии современности — торговли элитной недвижимостью, пока ему не подкладывает свинью омерзительный парижский клошар — точнее говоря, падает, свинья свиньей, под ноги потенциальному покупателю. Удачливый риелтор долго пас важного клиента, тщательно готовился, репетировал просмотр — и все идет насмарку из-за этого отброса! Антонен начинает столь яростно ненавидеть парижское дно, что сам не замечает, как погружается в него все глубже. В чем ему способствует богатая дама с многосложным аристократическим именем, сделавшая заботу о нищих своим звездным путем и не терпящая конкурентов.

Описания этой яростной фурии от благотворительности не уступают по степени гиперболизации описаниям самого парижского дна — то ли продолжающим, то ли пародирующим «Отверженных» и «Собор Парижской Богоматери». А бывший начальник Антонена тем временем вынашивает модную «постчеловеческую» идею построить «рай на земле, совершенную экосферу с помощью новейших технологий».

Брюкнер Паскаль. Дом ангелов. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. — 256 с. Тираж 2000 экз.