Супергерои только для взрослых

Книги
«Эксперт» №28 (907) 7 июля 2014
Любопытное свидетельство того, что герои детских книжек растут вместе с детьми. И по мере взросления осознают, что полярные «хорошо и плохо» не исчерпывающий способ оценки окружающей действительности
Супергерои только для взрослых

В нашей стране комиксы не рассматриваются читающей публикой в качестве серьезного литературного жанра. Со времен СССР «Веселые картинки» и «Мурзилка» оставались детским развлечением. Сатирические зарисовки «Крокодила» зачастую были объединены общей злободневной темой, но цельного сюжета не имели и на статус комикса не претендовали.

Продукция западных медиахолдингов, накрывшая российский рынок в 1990-е, лишь укрепила стереотипное восприятие комиксов. Мультики про Человека-паука и Бэтмена и Ко на российском ТВ были частью исключительно детского контента первой половины дня. В газетных киосках комиксы про супергероев были рассчитаны на аудиторию в возрасте 6–14 лет.

Все изменилось в 2005 году, когда на экраны вышел «Город грехов» — экранизация в стиле нео-нуар творения художника Фрэнка Миллера. Здесь было все необходимое для присвоения фильму категории 18+: секс, насилие, алкогольный угар — и соответствующие главные герои: шизофреники, убийцы, социопаты. Его целевой аудиторией были так называемые adult kids, взрослые, не отвыкшие от мультиков и сделавшие рейтинг каналу «2х2», чей основной фишкой остается «взрослый» мультипликационный контент. Фильм с участием голливудских звезд отличился каннской «ветвью» и неплохой кассой, а в России способствовал развенчанию мифа о том, что комиксы — исключительно детское чтиво. В книжных магазинах стали расходиться графические романы — полновесные, самостоятельные истории про супергероев, выделенные в отдельный сюжет.

Собственно, «Лечебница Аркхем» из этой же серии. Роман публикуется на русском впервые, тогда как оригинал увидел свет еще в 1989 году. Это лишь подчеркивает тот факт, что спрос на взрослые истории в графическом исполнении пришел в Россию со значительным опозданием. Сам сюжет романа незамысловат. Главный герой, Бэтмен, должен побороть собственные страхи, а заодно и толпу спятивших злодеев под руководством Джокера, захватившего сумасшедший дом вместе с персоналом. Сама лечебница вполне соответствует мрачной репутации пациентов — здесь ее основатель доктор Амадей Аркхем сжигает заживо маньяка, убившего его жену и дочь, а затем медленно сходит с ума, запутавшись в символическом толковании собственных фобий.

Главное достоинство (а кому и недостаток) этого комикса — его многослойное наполнение. В целом текст рассчитан на читателя, который не устанет разбираться в психиатрическо-мифологических ремарках, коих тут множество.

Хотите отсылок к Фрейду и Юнгу? К этому обязывает сам сюжет! Хотите трудов Фрезера — его «Золотая ветвь» косвенно усугубляет безумие двух персонажей. Не говоря уже о множестве ссылок на Писание, античные и древнеегипетские мифы.

В итоге на прочтение основной части комикса уйдет немногим более часа. А вот изучение редакторских правок и авторских комментариев займет раза в три больше времени. Роман вообще довольно беден на драки, пафосные диалоги между заклятыми врагами и весь тот набор клише, который ожидаешь увидеть в комиксах про супергероев. Бэтмен не борется со злом, а больше выслушив