Почему автомобилистам придется заплатить за решения правительства

Русский бизнес
Москва, 14.07.2014
«Эксперт» №29 (908)
Налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к еще более быстрому росту цен на бензин, но никак не заставит нефтяные компании производить больше бензина и вообще вкладывать в переработку

ФОТО ИТАР-ТАСС

За первые пять месяцев этого года бензин подорожал более чем на 4% (см. график 1), и отметка 37 рублей за литр 95-го бензина, о которой говорили еще зимой, не кажется такой уж далекой.

На этом фоне неотвратимо надвигается налоговый маневр в нефтяной отрасли, предложенный Минфином. Так, в начале июля глава ведомства Антон Силуанов заявил, что маневр согласован со всеми участниками нефтяного рынка (кроме «Роснефти») и что в правительстве «расхождений по идеологии налогового маневра» также нет. Смысл налогового маневра в повышении ставки НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины на нефть. Налоговые изменения займут три года. В 2015 году базовая ставка НДПИ может составить 775 рублей за тонну, в 2016-м — 873 рубля, что примерно в полтора раза больше цифр, заложенных в бюджете сейчас. Одновременно будет серьезно снижена экспортная пошлина. Этот маневр может еще сильнее пришпорить цены на бензин на внутреннем рынке. Правда, не далее как в июне сообщалось, что принятие данной меры отложено — «Роснефть» продолжает сражаться против предложений Минфина, и пока не понятно, кто в итоге победит. Однако самая большая проблема в том, что и без налогового маневра бензин будет дорожать — причина в структуре внутрироссийских цен на топливо, в которых преобладает налоговая составляющая, а также в структуре отечественной нефтепереработки, где до сих пор недостаточно мощностей по производству бензина. Причиной тому сложившаяся структура нефтяной отрасли, где до сих пор добыча гораздо выгоднее переработки.

Меньше бензина — больше налогов

Изначально суть налогового маневра заключалась в том, чтобы, снизив экспортную пошлину на нефть до уровня экспортных пошлин других государств Таможенного союза, сделать невыгодной продажу нефти на экспорт без уплаты налогов. Лишь один пример: в среднем за 2014 год экспортная пошлина в России составляет 390 долларов за тонну против 80 долларов в Казахстане. Кроме того, считается, что снижение экспортных пошлин позволит увеличить экспорт нефти и, соответственно, ускорит разработку новых месторождений. А освоение новых месторождений даст мультипликативный эффект для всей промышленности и оживит экономический рост.

Но гораздо больше в этом налоговом маневре заинтересован Минфин: повышенный НДПИ, взимаемый со всей добываемой нефти, в том числе и с идущей на внутренний российский рынок, компенсирует и даже перекроет снижение экспортных пошлин. Кроме того, исчезнет возможность безналогового экспорта нефти в страны Таможенного союза с целью дальнейшего экспорта за его пределы, что тоже позволит пополнить бюджет.

Активно против налогового маневра выступают те, за счет кого вырастут налоговые поступления, — вертикально интегрированные нефтяные компании. Владея большинством нефтеперерабатывающих заводов, ВИНКи фактически продают нефть на внутреннем рынке сами себе. Но, несмотря на миф о сверхприбыли, которую нефтяники якобы получают на внутреннем рынке, их рентабельность не столь высока.

Принято сравнивать российские цены на бензин с це

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (908) 14 июля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Будни международного бандитизма

    Реакция США на украинский кризис демонстрирует нарастающую неадекватность американского истеблишмента. Попытки расширить зону своего прямого и косвенного влияния в условиях сокращения возможностей для реализации содержательной стратегии превращает американскую внешнюю политику в череду конвульсий

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама