Авиапассажиры полюбили Россию

Русский бизнес

На российском рынке авиаперевозок начались глубинные структурные изменения. Если раньше он рос преимущественно за счет международных маршрутов, то теперь растет в основном за счет внутренних. Безусловным лидером по темпам роста в этом сегменте стала вторая по величине авиакомпания России — «Трансаэро». На внутрироссийских маршрутах ее пассажиропоток подскочил за полгода сразу на 44% — это наивысший показатель среди пятерки крупнейших авиакомпаний России.

В целом же в первом полугодии нынешнего года пассажиропоток российских авиакомпаний увеличился почти на 11%, до 41,5 млн человек. Но если темпы роста перевозок за рубеж сократились до 5,6%, то внутри России они выросли до 17%. При этом количество перевезенных пассажиров на внутренних и международных линиях практически сравнялось (20,2 млн и 21,4 млн соответственно). Показатель занятости пассажирских кресел замер на отметке 77,9%, а процент коммерческой загрузки составил 65,5%. А вот объем перевозок почты и грузов в первой половине года сократился на полпроцента, до 474,9 тыс. тонн.

Падение темпов роста на международных маршрутах касается прежде всего полетов в страны СНГ. Здесь динамика и вовсе оказалась отрицательной: за первые шесть месяцев года пассажиропоток между Россией и СНГ упал почти на 1%. Более того, уже в июле спад на этих направлениях составил 11%. Конечно, это можно объяснить в том числе и тем, что после вхождения Крыма в состав России методика расчета изменилась. Но на самом деле падение происходит практически на всех маршрутах в страны СНГ, а также в Азию, в частности в Египет и Таиланд. Из-за политической напряженности в этих странах, а также драматических событий на Украине значительно сократился трансфертный пассажиропоток между этими государствами и США. Это обстоятельство не могло не сказаться на чистой прибыли наших крупнейших авиакомпаний. Например, у «Аэрофлота» и «Трансаэро», несмотря на рост выручки, чистая прибыль по итогам первого полугодия сократилась примерно на 32%.

Изменения в структуре пассажиропотока заставили наших авиаперевозчиков активизировать программы сокращения издержек. Та же «Трансаэро» приняла новую стратегию развития на пять лет под названием «Рациональный рост, эффективность и концентрация». Ее суть заключается в повышении эффективности всей производственной и финансовой деятельности компании. Если раньше «Трансаэро» делала ставку на интенсивный рост, то теперь ее главными ориентирами стали не количественные, а качественные показатели. Например, оптимизация сети маршрутов позволила «Трансаэро» добиться занятости кресел на уровне 82,8% — это самый высокий показатель в отрасли. В целом же эффект от внедрения программы сокращения издержек в этой авиакомпании с начала года составил уже почти 6 млрд рублей. Недавно «Трансаэро» подписала с Airbus соглашение о приобретении восьми широкофюзеляжных лайнеров Airbus A330 CEO и 12 Airbus A330 NEO общей каталожной стоимостью 5,3 млрд долларов. Судя по всему, некоторые из этих самолетов были приобретены как минимум