Рельсы высоких скоростей

Русский бизнес
Москва, 15.09.2014
«Эксперт» №38 (915)
Российские железные дороги начали получать стометровые рельсы высокой прочности отечественного производства. Их использование позволит эффективнее модернизировать изношенную инфраструктуру

Фото: Виталий Волобуев

Российские металлурги научились делать стометровые рельсы, необходимые железнодорожникам для строительства современных магистралей. Недавно компания РЖД начала получать высокопрочные длинные рельсы от своего традиционного партнера — группы компаний «Евраз», а уже весной 2015 года ожидаются поставки аналогичной продукции от холдинга «Мечел».
Улучшенные характеристики новой рельсовой продукции наиболее востребованы при строительстве линий высокоскоростного движения и линий с повышенной грузонапряженностью. В РЖД они будут использованы, в частности, при модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Контракты с железнодорожной монополией поставщики заключили несколько лет назад и должны были обеспечивать РЖД стометровыми рельсами еще начиная с 2012 года. Но из-за срыва сроков поставки подобную продукцию пришлось покупать за рубежом.
Однако с этого года в РЖД решили полностью положиться на возможности «Евраза» и «Мечела» и отказались от импорта стометровых рельсов. Теперь железнодорожникам осталось ждать от партнеров исполнения обязательств по законтрактованным объемам поставок. Совокупно они составляют 850 тыс. тонн стометровых рельсов в год. Это позволит РЖД эффективнее модернизировать устаревшую железнодорожную инфраструктуру страны и строить новые скоростные трассы.

 

От монополиста монополисту

Единственным российским поставщиком рельсовой продукции для нужд железных дорог долгие десятилетия была металлургическая группа компаний «Евраз». Приобретя в 2006 году американскую компанию Oregon Steel, этот холдинг стал мировым лидером по производству рельсов. В России рельсы выпускают два предприятия «Евраза» — Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат (ОЗСМК) и Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК).
Контракты на поставку рельсов «Евраз» и РЖД заключали ежегодно до 2004 года, когда между компаниями был подписан первый долгосрочный контракт до 2010 года, согласно которому объем поставок рельсов составлял 800 тыс. тонн в год. При этом цена поставки согласовывалась ежегодно.
Но из-за отсутствия конкуренции в этом сегменте «Евраз» имел возможность оказывать на РЖД ценовое давление. Например, в 2007 году средняя цена выросла на 22%, до 711 долларов за тонну стандартных рельсов. В начале 2010-го «Евраз» запросил очередное повышение цен, почти на 30%. В компании это объясняли двукратным ростом стоимости основного сырья — угля и железной руды. Обращение в Федеральную антимонопольную службу не принесло РЖД желаемых результатов: ФАС сочла оправданным такой рост стоимости продукции черной металлургии.
Увеличение стоимости к тому же никак не сказывалось на качестве продукции — по ряду технических характеристик, например по гарантированным объемам провоза грузов и срокам службы, она значительно уступала иностранным аналогам.

 

 

Длина имеет значение

Более высокое качество зарубежных рельсов объясняется применением современных технологий, повышающих прочность и износостойкость продукции. Новое поколение рельсов за рубеж

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (915) 15 сентября 2014
    На Украине пока тихо
    Содержание:
    Зачем такое подписывать

    Смысл заключенного соглашения о перемирии не в конкретных пунктах документа, а в необходимой сторонам паузе. С высокой вероятностью через какое-то время боевые действия продолжатся, и о достигнутых ранее договоренностях никто и не вспомнит, как никто давно уже не вспоминает о Женевском соглашении

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Банковское обозрение
    На улице Правды
    Реклама