Пятнадцать лет спустя

Тема недели
Иллюстрация: Yahoo! Finance

Был ли интернет-бум конца 1990-х годов классическим фондовым пузырем? Несомненно был. Лопнул он с большим шумом — это лучшее тому доказательство. Был ли он бесполезен? Как мы видим сегодня на примере рекордного IPO китайской электронно-торговой корпорации Alibaba (основана в 1999 году), бесполезным его никак не назовешь. Собственно, бум доткомов 1990-х не растворился бесследно — от него остались, например, такие компании, как Amazon (основана в 1995 году) или eBay (тот же 1995-й). И понятно, что интерес к интернету, возникший на волне фондового бума, в конечном итоге определил появление Facebook и Twitter, а значит, в определенной мере и российских «Одноклассников» или «ВКонтакте».

Пузыри надуваются и лопаются, но след в реальной экономике все равно остается — не важно, насколько обоснованным или, напротив, безосновательным был тот пузырь. Нечто подобное происходило и раньше, будь то бум строительства железных дорог в США или речных каналов в Европе, превративший, например, Манчестер и Гамбург в полноценные порты. Не так важно, что будет с конкретными компаниями и предпринимателями, важнее, что они оставят после себя.

Люди часто ошибаются. Даже такие неглупые, как Алан Гринспен, который лишь спустя несколько лет, говоря о губительных последствиях сформировавшихся при нем пузырей, запоздало раскаялся: «Я действительно только недавно понял это». И не важно, что тогда Гринспен, даже обладай он своим нынешним опытом, вряд ли смог бы предотвратить надувание пузыря: рынки, стоящие за ними колоссальные интересы просто не позволили бы ему сделать это.

Получается парадокс: конкретные люди, большие компании, целые народы обречены ошибаться — но экономика выигрывает. И возможно, сделать и ошибиться лучше, чем проявить благоразумную осторожность и избежать ошибок ценой проблематичных достижений. История с первичным размещением акций Alibaba в очередной раз доказывает, что оценить реальные будущие экономические последствия прорывных инноваций крайне трудно. Причем на первом этапе скептики с трудом, но все-таки побеждают, торжествуют в своем здравом смысле, но вот на втором этапе, после паузы, оптимисты берут реванш.

Для нас все эти американо-китайские игры в интернете на десятки и сотни миллиардов долларов имеют почти умозрительное значение. Мы в этой лиге не играем и вряд ли будем играть в обозримом будущем. Не та емкость рынка, на фоне европейских конкурентов наши интернет-компании выглядят внушительно, но что они на фоне Alibaba или Google, по крайней мере сегодня? Всего-то за полтора десятка лет в США сменилось несколько лидеров отрасли. Помните, была такая корпорация Microsoft, которая вот-вот должна была захватить мир, и возглавлял ее «злой гений Гейтс» — главный враг всех свободолюбивых интернет-пользователей. И кто теперь вспоминает про Microsoft и Гейтса? Все уже начали подзабывать Брина и Джобса; Цукерберг и тот вроде как уже не вполне гуру. У нас в России песочница поменьше — и все же этот урок о необходимости действовать невзирая на масштаб задач