О приглашении течь вверх

Разное

Антиофшорный» законопроект, принятый Думой к рассмотрению на этой неделе, будет не просто принят, а принят со свистом — не зря же видные деятели всех фракций сочли нужным записаться его инициаторами. Через две недели проекту предрекают первое чтение, ещё через недельку — второе и третье, так что уже 1 января новый закон сможет вступить в силу, как в проекте и написано. С этого дня российским гражданам и юрлицам предстоит платить в России налоги с нераспределённой прибыли контролируемых ими иностранных компаний (КИК). Проект разрабатывался несколько месяцев, вокруг него шли бесконечные споры: Минфин настаивал на жёстком варианте, бизнес просил о смягчениях. Не выпросил. Единственное, чем представленный в Думу проект смягчён, — установлением переходного периода. С 2015 года под новое обложение попадут владельцы 50 и более процентов КИК, приносящей 50 и более миллионов рублей годовой прибыли; с 2017 года планки снизятся до 10 процентов и 10 млн рублей — и появится уголовная ответственность за уклонение от новых налогов. Консенсус думцев по этому законопроекту не удивляет, конечно, но и никак не радует.

Не удивляет, поскольку новация попадает сразу в несколько основных трендов: тут не только собственно деофшоризация, но и национализация элит, и вообще, как указала депутат Яровая, «обеспечение суверенитета и национальной безопасности страны» — кто же станет возражать. Да ведь и по сути, когда бизнес называется иностранным только по месту регистрации, а построен на извлечении выгоды из чего-то, находящегося на нашей территории, его на самом деле надо облагать российскими налогами — тут возражать и не на что. Не радует же потому, что тут есть и серьёзная проблема, замечать которую депутаты, кажется, не намерены. Новое обложение коснётся не только рассеянных по глобусу дочек и внучек, отечественных, скажем, сырьевиков или госкомпаний; оно ударит и тех, чей зарубежный бизнес ни прямо ни косвенно не монетизирует ни недра России, ни милости её казны, ни какие-либо другие блага, естественным образом подразумевающие уплату российского налога. За что дополнительно облагать таких резидентов РФ? В пояснительной записке к проекту сказано зачем: для «пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды». Но тогда про необоснованность хорошо бы послушать поподробнее.

Вот наш бизнесмен решает, где ему открыть новое производство, здесь или за рубежом — хоть в Венгрии, хоть во Вьетнаме. Зарплата там ниже, дружелюбие местных властей несопоставимо выше, кредиты — понятно; энергия пока несколько дороже, но только несколько и только пока. Он решает открываться там. Налоги там, скорее всего, тоже окажутся выносимее: по данным Всемирного банка, у нас уровень налоговой нагрузки по отношению к прибыли выше, чем в Японии или Германии, в полтора раза выше, чем в Великобритании, вдвое выше, чем в Корее или Казахстане, вчетверо, чем в Саудовской Аравии. Почему тогда выгоду, проистекшую из разниц