Москва, 08.12.2016

Национальная необходимость

Ямало-Ненецкий автономный округ На Ямале создается мощный транспортно-логистический узел. Он не только даст возможность полноценно осуществить масштабные топливно-энергетические проекты в Арктике, но и прорвет «транспортную блокаду» континентального центра России
Фото: предоставлено пресс-службой губернатора и Правительства ЯНАО
  1. Милтон Фридман предупреждает
  2. Стабилизация ожиданий
    Резкое ослабление рубля может быть переходом к новому равновесию в экономике, попыткой подстегнуть импортозамещение и наполнить бюджет. Однако в сочетании с высокими ставками такой маневр несет серьезные риски для экономики
  3. Жестокие уроки Великой депрессии
    Речь председателя совета управляющих Федеральной резервной системы США Бена Бернанке на конференции в честь Милтона Фридмана (Чикагский университет, 8 ноября 2002 года)
  1. Милтон Фридман предупреждает
  2. Стабилизация ожиданий
    Резкое ослабление рубля может быть переходом к новому равновесию в экономике, попыткой подстегнуть импортозамещение и наполнить бюджет. Однако в сочетании с высокими ставками такой маневр несет серьезные риски для экономики
  3. Жестокие уроки Великой депрессии
    Речь председателя совета управляющих Федеральной резервной системы США Бена Бернанке на конференции в честь Милтона Фридмана (Чикагский университет, 8 ноября 2002 года)

Степень развития транспортной инфраструктуры в центральной части российской Арктики — на территории Ямало-Ненецкого автономного округа — сегодня явно не соответствует масштабу разворачивающихся здесь индустриальных проектов. «Индустриальное, инфраструктурное освоение полуострова Ямал имеет без преувеличения общегосударственное значение. Это позволит нам задействовать богатейшие, но пока еще малодоступные месторождения, создать здесь дополнительные рабочие места, новые производства, центры переработки углеводородного сырья, что, в свою очередь, станет серьезным импульсом для социально-экономического развития не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Урала в целом, Западной Сибири и будет иметь практическое значение для всей России», — подчеркнул в ходе международного форума «Арктика — территория диалога» в Салехарде президент России Владимир Путин. Индустриализация полуострова Ямал — это только часть плана комплексного освоения минерально-сырьевых богатств центральной части Арктики. Впереди — выход на Гыданский полуостров и шельф Карского моря, который, по оценке главы «Роснефти» Игоря Сечина, станет одной из крупнейших мировых нефтегазоносных морских провинций. Поэтому сегодня на Ямале создается крупнейший в Северном полушарии транспортно-логистический узел, призванный сыграть решающую роль в полноценном развитии арктических территорий и прилегающих к ним индустриальных центров.

 

В единой связке

Превращение Ямала в 70-е годы прошлого века в главный газодобывающий регион страны было немыслимо без прокладки сюда железной дороги. Именно она, протянувшись по восточной части автономного округа от Сургута до Ямбурга, дала тогда возможность начать промышленное освоение гигантских месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Промышленная добыча газа в западной части округа, на полуострове Ямал, тоже началась лишь после того, как уже в нашем веке «Газпром» смог достроить железную дорогу Обская—Бованенково. Но между этими двумя меридиональными железнодорожными ветвями так и осталась «дыра» более чем в 700 км, один из главных тормозов для дальнейшего развития и самого округа, и мегаиндустриальных проектов.

Чтобы сейчас попасть из восточной части округа в западную и наоборот, грузам надо сделать по железной дороге крюк через юг длиной почти в тысячу километров. Причем объем грузопотока таков, что дорога забита под завязку: товарные составы на некоторых участках вынуждены двигаться со скоростью пешехода. Запускать в этой ситуации на полную мощность газохимический комплекс в Новом Уренгое практически невозможно: при существующей транспортной схеме предприятие просто не сможет вывозить крупные объемы продукции за пределы округа. «Необходимо сдвинуть с мертвой точки проект “Северный широтный ход”. Без этого мы не сможем обеспечить перевозку грузов регионов», — неоднократно заявлял глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин.

Северный широтный ход (СШХ) — это и есть тот проект, с помощью которого можно кардинально изменить транспортное сообщение


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт