Не просто лоббистские игры

Русский бизнес
Москва, 17.11.2014
«Эксперт» №47 (924)
Главный сборщик автомобилей в России холдинг «Автотор» был создан на сумме авантюризма и лоббизма. Увлекшись экспансией удачной бизнес-модели, он не заметил наступления новых времен. Хватит ли у него сегодня энергии и времени выполнить новые требования открытого рынка?

Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Наш интерес к «Автотору» возник в процессе анализа состояния крупного бизнеса России по итогам 2013 года. Из 700 компаний, попавших в список крупнейших, 70 оказались лучшими с точки зрения сочетания темпов роста выручки и нормы операционной прибыли. «Автотор» оказался среди них — вместе с сетью продажи одежды «Остин», производителем одежды «Глория Джинс», розничной сетью «Магнит» и другими весьма заметными бизнес-структурами. Мы решили узнать, как в текущих обстоятельствах живет этот очевидно удачный бизнес. Оказалось, что мы застали «Автотор» в момент слома: суперуспешный «отверточный сборщик» прямо сейчас должен вложиться в масштабнейшую локализацию производства и успеть завершить ее всего за полтора года. Задача для истинного авантюриста, которым оказался один из самых молодых высших чиновников позднего СССР Владимир Щербаков. История «Автотора» — это история первого этапа российской индустриализации в условиях рынка. Индустриализации куцей по технологической глубине, но невероятно масштабной с точки зрения человеческой предприимчивости.

 

Основатель «Автотора» — когда-то могущественный первый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков — де-факто оставался влиятельным деятелем и после отставки во времена Бориса Ельцина. Льготный таможенно-налоговый режим и колоссальные лоббистские возможности позволили предприятию развиваться в тепличных условиях и привлечь к партнерству ведущие мировые автомобильные бренды: BMW, General Motors и KIA. Однако компания ни полнофункционального производства не создавала, ни даже начального трансферта технологий не проводила, а вместе с брендодержателями получала сверхприбыли, работая по методу SKD, или, попросту говоря, отверточной сборки. Сегодня, когда в связи с присоединением России к ВТО правительство поставило перед «Автотором» жесткое требование с апреля 2016 года перейти на режим промышленной сборки (по международной классификации — CKD) с высоким уровнем локализации производства компонентов, компания удивила всех, предложив беспрецедентный для Европы проект автомобилестроительного кластера с объемом выпуска 350 тыс. автомобилей в год и строительством за свой счет целого «умного» города с пятидесятитысячным населением. Самое интересное, что акционеры Автотор-холдинга смогли в условиях крайне неблагоприятной геополитической конъюнктуры подтвердить инвестиции своих партнеров-брендодержателей из ЕС (BMW), США (GM), Канады (Magna) и Южной Кореи (KIA) по формуле «50 на 50». В проект уже начинают вовлекаться и другие мировые автоконцерны, получено банковское финансирование. А на месте строительства вырыт гигантский котлован площадью шесть квадратных километров и глубиной пятнадцать метров.

 

Персона грата

Путешествуя по цехам «Автотора» и по кабинетам местной и федеральной власти, корреспондент «Эксперта» пообщался с десятками людей, так или иначе имеющих отношение к компании. Практически каждый из них с особым пиететом говорил об основателе. Чувствуется, что, хотя Владимир Щербаков никакой должности в к

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (924) 17 ноября 2014
    Перезапуск агропрома
    Содержание:
    Планы есть, будут ли деньги?

    Агропромышленные компании срочно реанимируют свои инвестиционные портфели — власти заявили о готовности помочь отечественному агропрому. Успех модернизации отрасли во многом будет зависеть от условий финансирования инвестпроектов, которые будут предъявлены

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама