Санкции не вечны

Тема недели
«Эксперт» №47 (924) 17 ноября 2014
Санкции не вечны

Согласно данным Федеральной таможенной службы, в третьем квартале импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья заметно сократился. По разным позициям снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило от 21% (орехи, фрукты) до 69% (молочные продукты). Однако дальнейшее наполнение рынка импортом, как указывают эксперты и участники рынка, во многом будет зависеть от лояльности Роспотребнадзора при сертификации импортных продуктов (кстати, активизация деятельности этой структуры уже привела к взрывному росту импорта в октябре по сравнению с сентябрем этого года), а также от скорости построения логистических цепочек при поставках продовольствия из стран, не вошедших в санкционный список.

Замещение одного импорта другим, тревожные ожидания новых поставок из Латинской Америки или Китая, прогнозирование цен на них, борьба поставщиков за новые рынки — эти темы становятся главными в широких обсуждениях продовольственного рынка. В отсутствие достаточного количества товаров собственного производства заполнение магазинных полок импортным продуктом во избежание дефицита и усиления роста цен, безусловно, важно. Однако есть риск, что на решении этой в общем-то краткосрочной задачи мы можем и остановиться. И как-то совсем на задний план уходит ключевой вопрос: что будет с российским агропромом, что реально делается для того, чтобы анонсированный после введения эмбарго ренессанс сельскохозяйственной отрасли все-таки состоялся?

Сегодня важно использовать как толчок к развитию отечественного агропрома не только образовавшиеся рыночные ниши, но и энтузиазм российских производителей, которые, понимая краткосрочный характер продовольственных санкций, все равно рассчитывают на новый подъем (об этом наша основная статья главной темы номера). Готовы ли власти поддержать этот энтузиазм и надежды на будущее?

Пока государство сделало минимальную домашнюю работу: возобновила свою работу комиссия Минсельхоза по субсидированию инвестиционных проектов в сельском хозяйстве. В проект федерального бюджета удалось заложить дополнительные 20 млрд рублей расходов на сельскохозяйственные нужды. Правда, заметим, что фактически это всего лишь возврат урезанных раньше статей расходов — таких как субсидии молочникам на литр молока, помощь скотоводам на покупку племенного скота, финансирование некоторых региональных программ и др. То есть пока никаких новых расходов на сельское хозяйство не планируется, лишь то, что предусмотрено госпрограммой.

Если все-таки возобновится субсидирование кредитов по инвестиционным проектам (пока предлагаемые банками ставки 14–18% неподъемны для производителей), то можно ожидать, что новые проекты все-таки начнут запускаться. Но и в этом случае эффективная ставка с учетом всех субсидий будет на уровне 7–8%, а не 4%, как раньше. Эта ставка вдвое выше, чем у наших конкурентов в других странах, причем сроки кредитования ограничены несколькими годами, ни о каких пятнадцатилетних кредитах и речь не идет.

Возросшие финансовые риски и концентр