Сила магнита придаст ускорение РЖД

Русский бизнес / Машиностроение Разработка принципиально нового двигателя на постоянных магнитах, создаваемого в инновационном кластере Троицка, позволит нашей промышленности отказаться от украинских двигателей для локомотивов и сэкономить десятки миллиардов рублей российским железнодорожникам

Компания ФМТ приступила к практической стадии разработки энергоэффективных двигателей на постоянных магнитах, которые в будущем планируется устанавливать на новые локомотивы, приобретаемые РЖД. Общая стоимость проекта, включая создание опытного образца, оценивается в 80 млн рублей. Половину этой суммы составят средства фонда «Сколково», а оставшуюся часть в равных пропорциях выделят отечественные институты развития. Как нам стало известно из источника, близкого к институтам развития, инвестиционные комитеты во всех этих структурах на днях были пройдены, необходимые решения сейчас оформляются. Уже к концу следующего года ФМТ должна будет завершить подготовку расчетно-конструкторской документации и создать прототип нового двигателя. А еще через полгода этот агрегат будет передан для натурных испытаний в РЖД, после чего будет принято решение о его сертификации по российским стандартам.

Технология вентильного электродвигателя, работающего на постоянных магнитах, во всех смыслах революционна, даже для мирового машиностроения. Сейчас ею владеют и внедряют ее в производство только две компании — Hitachi и Siemens. Но у наших инноваторов есть все шансы довольно быстро догнать западных конкурентов. «Мы начинали проводить первые изыскания примерно тогда же, когда и японцы с немцами, но, к сожалению, у нас много времени ушло на различные формальности и экспертизы. Долго не могли определиться с подходящей площадкой. К настоящему времени руководством Троицка нам выделено около гектара земли. Работы также ведутся на базе технопарка “Сколково”, — говорит основатель группы AMT&C и научный руководитель проекта профессор МГУ Александр Тишин. — А сама идея этой разработки пришла в голову во время работы над магнитными системами морских двигателей, которую мы выполняли по контракту с “Электросилой”. Мы долго занимались системами на основе постоянных магнитов, запатентовали несколько изобретений. Это так называемые системы на основе структур Хальбаха. Выяснилось, что они могут использоваться не только в источниках магнитного поля, то есть для научных целей, но и в современных электродвигателях. Более того, именно последнее направление наиболее перспективно».

Группа копаний AMT&C, куда входит и ФМТ, в рамках Троицкого территориального инновационного кластера благодаря поддержке Центра инновационного развития и департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы сейчас реализуют целый ряд проектов по созданию энергоэффективных приложений на основе редкоземельных металлов, к каковым относится и новый двигатель на постоянных магнитах.

Предварительное моделирование, выполненное совместно с немецкой компанией AVL Trimerics, показало, что физическая модель нового двигателя будет иметь фактически предельно допустимый КПД — 98,5%. Это почти на 7% больше, чем у существующих сейчас асинхронных силовых установок. При этом суммарное энергопотребление снизится как минимум на 10%, а масса двигателя уменьшится почти в пять раз, до 600 килограммов. «Если го