Сила магнита придаст ускорение РЖД

Русский бизнес
Москва, 13.12.2014
«Эксперт» №51 (928)
Разработка принципиально нового двигателя на постоянных магнитах, создаваемого в инновационном кластере Троицка, позволит нашей промышленности отказаться от украинских двигателей для локомотивов и сэкономить десятки миллиардов рублей российским железнодорожникам

Компания ФМТ приступила к практической стадии разработки энергоэффективных двигателей на постоянных магнитах, которые в будущем планируется устанавливать на новые локомотивы, приобретаемые РЖД. Общая стоимость проекта, включая создание опытного образца, оценивается в 80 млн рублей. Половину этой суммы составят средства фонда «Сколково», а оставшуюся часть в равных пропорциях выделят отечественные институты развития. Как нам стало известно из источника, близкого к институтам развития, инвестиционные комитеты во всех этих структурах на днях были пройдены, необходимые решения сейчас оформляются. Уже к концу следующего года ФМТ должна будет завершить подготовку расчетно-конструкторской документации и создать прототип нового двигателя. А еще через полгода этот агрегат будет передан для натурных испытаний в РЖД, после чего будет принято решение о его сертификации по российским стандартам.

Технология вентильного электродвигателя, работающего на постоянных магнитах, во всех смыслах революционна, даже для мирового машиностроения. Сейчас ею владеют и внедряют ее в производство только две компании — Hitachi и Siemens. Но у наших инноваторов есть все шансы довольно быстро догнать западных конкурентов. «Мы начинали проводить первые изыскания примерно тогда же, когда и японцы с немцами, но, к сожалению, у нас много времени ушло на различные формальности и экспертизы. Долго не могли определиться с подходящей площадкой. К настоящему времени руководством Троицка нам выделено около гектара земли. Работы также ведутся на базе технопарка “Сколково”, — говорит основатель группы AMT&C и научный руководитель проекта профессор МГУ Александр Тишин. — А сама идея этой разработки пришла в голову во время работы над магнитными системами морских двигателей, которую мы выполняли по контракту с “Электросилой”. Мы долго занимались системами на основе постоянных магнитов, запатентовали несколько изобретений. Это так называемые системы на основе структур Хальбаха. Выяснилось, что они могут использоваться не только в источниках магнитного поля, то есть для научных целей, но и в современных электродвигателях. Более того, именно последнее направление наиболее перспективно».

Группа копаний AMT&C, куда входит и ФМТ, в рамках Троицкого территориального инновационного кластера благодаря поддержке Центра инновационного развития и департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы сейчас реализуют целый ряд проектов по созданию энергоэффективных приложений на основе редкоземельных металлов, к каковым относится и новый двигатель на постоянных магнитах.

Предварительное моделирование, выполненное совместно с немецкой компанией AVL Trimerics, показало, что физическая модель нового двигателя будет иметь фактически предельно допустимый КПД — 98,5%. Это почти на 7% больше, чем у существующих сейчас асинхронных силовых установок. При этом суммарное энергопотребление снизится как минимум на 10%, а масса двигателя уменьшится почти в пять раз, до 600 килограммов. «Если го

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №51 (928) 15 декабря 2014
    ЧЕЛОВЕК ГОДА: Президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый бизнес
    Специальный доклад
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама