Долгие годы сельскохозяйственное образование воспринималось как сугубо отраслевая проблема, но после введения продуктового эмбарго стало очевидно: его модернизация имеет стратегическое значение

Недостаток квалифицированных кадров уже стал одним из главных сдерживающих факторов для развития бизнеса в России. Как показало недавнее исследование международной организации Grant Thornton, каждый второй отечественный предприниматель проблемой номер один называет персонал, а вовсе не коррупцию или доступ к кредитам. В агропромышленном комплексе кадровый вопрос стоит еще острее, поскольку отрасль и, как следствие, аграрное образование в течение многих лет находились на положении пасынков. И если в самом АПК в последние годы ситуация начала меняться — в отрасль пошли инвестиции, по ряду направлений производство значительно выросло, — то самым большим изменением в системе образования, похоже, стало объединение двух столичных вузов — сельхозакадемии им. К. А. Тимирязева и агроинженерного университета имени В. П. Горячкина.

Компаниям АПК все так же трудно найти выпускников, которых не нужно переучивать. А найти специалиста, владеющего современными знаниями и к тому же иностранным языком, практически невозможно.

Сейчас, когда перед отраслью поставлена задача импортозамещения, ситуация будет только усугубляться. Для ее решения потребуется новая техника, современные технологии, а главное, специалисты, способные их создавать и эксплуатировать. И здесь возникают большие вопросы.

Для начала случай из жизни. Однажды компания «Дамате» устроила для преподавателей местной сельхозакадемии экскурсию по своему суперсовременному молочному комплексу. И оказалось, что доильную систему «карусель» и другие технологии подобного уровня они видели впервые в жизни. Чему там могут научить студентов и кому нужны их технологически отсталые ученики? Конечно, это вопрос риторический, а вот практический: где продвинутым компаниям искать специалистов, способных быстро включиться в решение задач, диктуемых целями импортозамещения? Например, «Дамате» в ближайшее время увеличит производство мяса индейки до 60 тонн в год, но в региональном вузе таких специалистов как не готовили, так и не готовят. Система образования не реагирует на запросы отрасли.

Хотим сразу расставить точки над i: мы не собираемся устраивать «плач Ярославны» о неэффективности аграрного образования. Мы хотим обсудить более важный и сложный вопрос: почему, несмотря на все предпринимаемые усилия, реформа системы аграрного образования не дает результатов, где она пробуксовывает, почему пробуксовывает и как сделать, чтобы «процесс пошел».

Идем туда, не знаем куда

Не так давно в своем выступлении министр сельского хозяйства Николай Федоров привел потрясающую цифру: половина молочных ферм в стране устарела настолько, что их не имеет смысла модернизировать (например, в Нидерландах, если ферма технологически устарела, то ее просто сносят и строят новую). Это низкотехнологичные, с высокой долей ручного труда молочные комплексы образца 1960-х. На другом полюсе — суперсовременные предприятия, созданные по последнему слову науки и техники. Пока они составляют сравнительно небольшую долю общего числа хозяйств: по разным оц

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (929) 22 декабря 2014
    С новым счастьем
    Содержание:
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама