«Автопилот» для КамАЗа: опережая Google

HI-TECH В России разработана система, позволяющая управлять автомобилем без участия человека. По словам разработчиков, новая технология на несколько лет обгоняет разработки Google и других зарубежных производителей и успешно внедряется на грузовиках КамАЗ

Перспектива появления на дорогах автомобилей-роботов становится все реальнее. Разработкой беспилотных автомобильных систем уже многие годы занимаются многие зарубежные компании, начиная с гигантов мировой хайтек-индустрии, прежде всего компании Google, и заканчивая ведущими мировыми автопроизводителями — Toyota, Ford, General Motors, Volkswagen, Volvo.

Зарубежные инженеры утверждают, что весьма успешно продвигаются в деле создания настоящего автопилота для автомобилей. Например, в Google заявляют, что ее 25 тестовых беспилотных «гугломобилей» вполне успешно проехали по дорогам США более 300 тыс. км «с минимальным вмешательством человека». При этом их пробные маршруты пролегали как по скоростным шоссе, так и по городским дорогам и трассам с пересеченной местностью.

Успех этих испытаний привел к тому, что, например, в американском штате Невада на законодательном уровне уже разрешено использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Для таких машин даже утвержден специальный номерной знак.

Достойную конкуренцию зарубежным проектам в этой области могут составить и российские разработчики. Представители отечественной компании Cognitive Technologies утверждают, что создали систему беспилотного управления автомобилем, которая не только не уступает зарубежным технологиям, но и во многом превосходит их, обгоняя иностранных конкурентов на несколько лет. Система уже успешно внедряется на российских грузовиках КамАЗ, и вполне возможно, что менее чем через десять лет беспилотные грузовые машины появятся на российских дорогах. Подробнее об этой разработке в интервью «Эксперту» рассказала Ольга Ускова, президент группы компаний Cognitive Technologies.

 — Расскажите, пожалуйста, как появился ваш проект.

— Это достаточно долгая история. Наша компания создавалась на основе одного из известных отечественных академических кластеров — Института системного анализа (ИСА) РАН. В советские времена у нас в России была очень сильная школа искусственного интеллекта. Были такие ученые в этой области, как Владимир Алазаров (член-корреспондент РАН), Олег Ларичев (академик РАН), Николай Емельянов (доктор технических наук, профессор). Они создавали технологии мирового уровня. Например, компьютерные программы игры в шахматы, а их можно назвать ранним моделированием человеческого мышления, в середине 1970-х занимали первые места в мире. В 1990-е годы наша страна уже не могла нормально субсидировать это направление. Но когда мы создали Cognitive Technologies, то собрали вокруг себя наиболее продвинутые команды, стремились поддерживать профессуру и специалистов. Примерно к середине 2000-х мы восстановили у себя исследовательские лаборатории в области моделирования зрения. А в 2012-м наша лаборатория неожиданно «выстрелила». Ребята создали макет беспилотного автомобиля на основе игрушечного внедорожника Traxxas Slash, его задачей было найти мячик и ударить по нему. Эта машинка фактически стала «дедушкой» беспилотного КамАЗа. Именно в тот момент мы поняли, что иссл