Чекалдыкнутые

Культура / ТЕАТР В МХТ имени Чехова поставили спектакль о людях, которые любят родину потому, что по ней ходят лошади

Спектакль «Деревня дураков» поставлен по повести современной писательницы, не принадлежащей к общепринятому кругу литературного истеблишмента, что уже само по себе необычно. Произведение Натальи Ключаревой повествует о деревенской жизни, которая вдруг изменяет свой привычный ход по приезде чужаков — школьного учителя и священника. С учетом количества персонажей и сюжетных линий это настоящий роман, хотя и числится повестью. В спектакле Марины Брусникиной прозаические ремарки звучат из уст героев. И главный вопрос, который предстоит решить зрителю: а насколько он готов принять эту условность? Готов ли он довериться актерам и режиссеру в том, что они используют этот прием не потому, что не могут это сыграть, а для усиления динамики действия, из желания рассказать всю историю от начала и до конца, ведь без этой условности вместить ее в три часа невозможно. В многообразии сюжетов, которые сплетаются друг с другом, и есть главное достоинство сочинения Ключаревой. Каждая из историй сентиментальна, и рассказывает о том, что мир, каким его создал Творец, не так просто изменить воздействием извне. Более того, попытки вмешаться в естественное течение жизни, какой бы грустной она ни выглядела со стороны, встречают ожесточенное сопротивление. Каждый предпочитает оставаться один на один со своими горестями. А тому, кто проникается сопереживанием к страждущим, приходится принять как должное не только их боль, но и иррациональную ненависть.

Название «Деревня дураков» имеет прямое значение: речь идет о поселении, где живут душевнобольные и которое соседствует с той самой деревней, где разворачиваются основные события. Самая сильная из всех историй и по эмоциональному воздействию, и по смысловой значимости — история Любки, разлученной по причине собственного пьянства с сыном и обретшей его незадолго до смерти. Евгения Добровольская очень подробно, очень тщательно, очень точно играет женщину, ценой неимоверных усилий возвращающую себе человеческий облик. Она играет свою героиню настолько сильно, что затмевает остальных персонажей, по большей части — молодых актеров. И это читается как режиссерский замысел. Видимо, Марина Брусникина сочла, что именно Любка и ее маленькая трагедия должны отпечататься в сознании зрителей. Так и происходит. Но это не значит, что остальные сюжетные линии остались менее проработанными. Персонаж Евгения Киндинова олицетворяет собой очень важный смысл, который ни в коем случае нельзя пропустить в спектакле. По сути, он выводит формулу счастья, которая, может, и очень проста, да только применить ее в своей жизни удается не всем жителям той самой деревни, чей привычный распорядок нарушили учитель Митя (Данил Стеклов) и отец Константин (Артем Быстров). Она заключается в приятии жизни такой, какая она есть, в смирении перед величием мира, созданного Творцом.

Автор, чтобы лишний раз подчеркнуть неизменность деревенского бытия, закольцовывает историю тем, что место погибшей Любки символически занимает другая приезжая — Настя (Яна Гладких), когд