Открыть закрытый порт Владивосток

Русский бизнес
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
«Эксперт» №12 (938) 16 марта 2015
Идея президента создать во Владивостоке свободный порт получила развитие. В его границы будет включена территория почти всего южного Приморья, а льготы для резидентов порта будут еще радикальнее, чем на территориях опережающего развития
Открыть закрытый порт Владивосток

Инициатива предоставить Владивостоку статус свободного порта с облегченным налоговым режимом принадлежит президенту Владимиру Путину и была обнародована им в последнем послании к Федеральному собранию. Она лежит в русле создания новых механизмов, призванных стимулировать развитие дальневосточного региона. Наиболее громкий из них — территории опережающего развития (ТОР), детище Минвостокразвития, закон о которых был принят в минувшем декабре. В 2016–2017 годах ожидается запуск первых ТОР. Первоначально речь шла о появлении на Дальнем Востоке 14 таких территорий, но пока отобраны три пилотные: ТОР «Надеждинский» в Приморье (специализация логистика, пищевая и легкая промышленность), «Хабаровск» (транспортно-логистическая) и «Комсомольск» (на базе авиазавода) в Хабаровском крае. Об этом сообщил 4 марта на совещании у Путина вице-премьер, полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев. Необходимая для реализации закона нормативная база будет доработана к концу марта.

Известие об учреждении в Приморье свободного порта поначалу вызвало в дальневосточном экспертном сообществе немало скепсиса. «Если к нам через свободный порт придут импортные товары, “облегченные” на сумму таможенной пошлины, для нас как потребителей это вроде бы здорово. Но как это отразится на тех, кто затевает производство на территориях опережающего развития? — размышляет ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. — Снятие таможенных барьеров было бы понятно, если мы имеем в виду новую индустриализацию, наращивание экономического потенциала — те приоритеты, для которых требуется технологическое обеспечение, дополнительная рабочая сила. Если же речь идет об экспортной ориентации, подразумевающей вывоз за границу сырья, и о ввозе ширпотреба из того же сырья, то мы будем развивать кого угодно, только не себя».

Есть вопросы локального характера. К примеру, торговый порт Владивостока расположен так, что фурам с контейнерами приходится ездить прямо по центру города, и так задыхающемуся в пробках. Если грузовиков станет больше, городу грозит коллапс. Еще один вопрос, касающийся всех приморцев: приведет ли порто-франко к «второму золотому веку» правого руля? или нынешние пошлины на импорт подержанных автомашин сохранятся? 

Порт Большой Владивосток

Точки над i расставил советник главы Минвостокразвития РФ Павел Волков, в начале марта представивший во Владивостоке законопроект о свободном порте (документ до 30 апреля должен быть направлен в правительство).

Как следует из законопроекта, границы свободного порта Владивосток не будут ограничены пределами Владивостокского городского округа и тем более территорией Владивостокского торгового порта. Предлагается включить в его состав территорию семи муниципальных образований. Это города Владивосток и Артем, а также Надеждинский, Шкотовский районы (входят в созданную по инициативе губернатора Приморья Владимира Миклушевского Владивостокскую агломерацию), а также Партизанский, Хасанский и Пограничный районы. Последний воо